Управление устойчивостью через призму взаимодействия бизнеса и государства
Курс собрал уникальную междисциплинарную группу магистрантов из разных факультетов НИУ ВШЭ, что создало богатую почву для всестороннего обсуждения вопросов устойчивого развития. Среди студентов курса студенты из многих стран и разных направлений, в том числе бизнеса – менеджмент, экономика устойчивого развития, маркетинг и бизнес-аналитика, и социальных наук - социология, политология, психология и из трех кампусов Вышки в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Такой состав участников позволил комплексно проанализировать реальные кейсы компаний, выбранные студентами для обсуждения с лекторами, рассматривая их с разных профессиональных позиций.
В рамках гостевой лекции Андрей Косько представил анализ применения ESG-подхода в бизнесе, который за последние два десятилетия перерос из соблюдения норм управления рисками в трех сферах: экологической, социальной и корпоративного управления в стратегический инструмент достижения глобальных целей устойчивого развития. Как подчеркнул приглашенный спикер, современные компании все чаще рассматривают ESG не как формальное соответствие международным стандартам и нефинансовую отчетность, а как основу для фундаментальной трансформации бизнес-моделей. В рамках интерактивной лекции участники также обсудили вопрос о важности ESG подхода не только для крупных компаний, но предприятий малого и среднего бизнеса.
Ключевое внимание было уделено вопросам окружающей среды и климатической повестке где Россия формирует нормативную базу для низкоуглеродного перехода. Были представлены такие основополагающие документы, как “Климатическая доктрина РФ”, “Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года”, а также Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов". Эти нормативные документы формируют стратегические ориентиры для разработки и реализации государственной политики в области низкоуглеродного развития, создавая основу для согласованных действий государства и бизнеса, особенно в энергоемких секторах экономики.
Отдельное внимание участники гостевой лекции уделили взаимодействию бизнеса и государства (Government Relations). Было отмечено, что в отличие от лоббирования, которое фокусируется на точечных изменениях законодательства и краткосрочной стратегии, GR предполагает системный диалог бизнеса с органами государственной власти для формирования устойчивой регуляторной среды в долгосрочной перспективе. В российской практике, где государство выступает одновременно регулятором и ключевым участником ESG-трансформации через владение стратегическими активами и разработку отраслевых инициатив, бизнесу важно не только адаптироваться к новым требованиям, но и активно участвовать в их формировании стандартов и принципов ответственного ведения коммерческой деятельности.
В интерактивной части лекции студенты были разделены на команды для детального анализа ESG-подходов ведущих российских и международных компаний. Каждая команда изучала конкретные ESG-инициативы, оценивая их влияние на устойчивое развитие.
Анализируя кейс Сбера, студенты выделили, как компания разрабатывает и внедряет собственный искусственный интеллект, который влияет в том числе на ESG-трансформацию. Студенты отметили разработку мультимодальных нейросетей, которые не только оптимизирует финансовые решения с учетом экологических и социальных факторов (такие как доступ к рынку труда людям с ограниченными возможностями), но создают новые инструменты для устойчивого развития. Также обсуждались образовательные инициативы компании, включая программы подготовки специалистов по работе с ИИ, и научные исследования, направленные на изучения взаимодействия человека и ИИ. Студенты отметили, что такой комплексный подход позволяет Сбербанку не только повышать собственную эффективность, но и создавать технологические решения для устойчивого развития всей финансовой экосистемы.
В ходе практической части гостевой лекции особое внимание было уделено роли нефтегазовых компаний в глобальной повестке устойчивого развития. Как отметили студенты, именно этот сектор оказывает наиболее значимое влияние как на климатическую политику, так и на социально-экономическое развитие регионов присутствия. Команда, изучавшая кейс Газпром, проанализировала комплексный подход компании к обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития удаленных территорий присутствия. Особый интерес вызвали проекты по созданию гибридных энергокомплексов, сочетающих традиционные газовые решения с возобновляемыми источниками энергии. Студенты отметили, что такой подход позволяет не только снижать углеродный след, но и обеспечивать стабильное энергоснабжение в арктических регионах с экстремальными климатическими условиями. При анализе компании Лукойл участники сосредоточились на стратегии планомерного перехода к низкоуглеродной экономике. Были детально рассмотрены инициативы по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, внедрению наилучших доступных технологий и развитию альтернативных энергетических решений. Исследование кейса компании Shell позволило сравнить международный опыт энергетического перехода. Студенты проанализировали, как компания адаптирует свою глобальную ESG-стратегию к региональным особенностям, развивая как традиционный газовый бизнес, так и возобновляемую энергетику в разных странах своего присутсвия. Были отмечены различия в темпах и приоритетах декарбонизации в зависимости от местных регуляторных требований и рыночных условий.
Екатерина Иванова
доктор социально-экономических наук, доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Всегда приятно приглашать в гости экспертов практиков. Я крайне признательна Андрею Косько за вовлечение студентов Вышки в обсуждение реальных кейсов ESG-трансформации бизнеса с фокусом на понимание роли ключевых стейхолдеров – от государства, до человека и природы. Интерактивный формат занятия удался и три часа в онлайн-формате пролетели незаметно. Но с большой пользой для всех участников дискуссии! Уверена, что такой формат взаимодействия с ведущей консалтинговой фирмой по GR в России мы будем продолжать в ВШБ. И возможно кто-то из наших студентов найдет свой путь в устойчивое развитие, благодаря полученному на занятии практическому опыту осмысления ESG-практик.
Андрей Косько
старший консультант, руководитель практики Kesarev в Беларуси
Курс по устойчивому развитию организован на очень высоком уровне. Это для меня лично подтверждается как тем, что в курсе нашлось место как сугубо академическим (но от этого не менее важным) теоретическим вопросам устойчивого развития, так и практическим аспектам, с которыми в том числе сталкиваются GR-специалисты. Такое пространство дает возможность студентам найти свой путь и свою роль в мире устойчивого развития и осознанно подойти к выбору профессии или расширению компетенций, что как мне кажется, и стоит считать качественным бизнес-образованием. Участвуя в программе как лектор я многократно думал о том, что, будучи студентом, хотел бы такого подхода к себе со стороны учебного заведения и преподавателя. Огромное спасибо Екатерине Ивановой за организацию курса и всем слушателям за вовлеченность!
Ульяна Кисатева
студентка 1 курса, программа магистратуры “Международный менеджмент”, Москва
Вместо традиционной лекции эта сессия стала глубоким погружением в стратегические, системные и политические аспекты устойчивости. Мы не просто слушали — мы совместно создавали решения. Работая в группах, мы анализировали ESG-стратегии таких компаний, как Сбер, Лукойл, Газпром и Shell. Наша команда, в частности, исследовала, как искусственный интеллект может способствовать развитию устойчивых финансов, объединяя технологические инновации с социальным воздействием — тема, которая мне особенно близка благодаря опыту в этичном маркетинге и вовлеченности в устойчивый бизнес. Для меня устойчивое лидерство — это не просто теория из учебников. Оно требует готовности работать со сложными, взаимосвязанными системами и оставаться верным ценностям, которые приводят к реальным изменениям. Я благодарна Андрею Косько за глубокие инсайты и профессору Екатерине Ивановой за создание открытой и практико-ориентированной среды, которая способствует осмысленному профессиональному росту.
Кирилл Нейков
студент 1 курса программы магистратуры, “Комплаенс и профилактика правовых рисков”
Лекция была очень хорошо структурирована и состояла из двух частей: a) обзор ключевых концепций лектором и b) групповая работа студентов, и обе части были глубоко проработаны. Особую ценность лекции придал ее интерактивный формат, сочетавший открытую дискуссию с практической работой. Профессор и гость мастерски создали пространство для профессионального диалога - они делились экспертным мнением и одновременно поощряли разнообразие взглядов и критическое осмысление материала.. Во второй части групповой практической работы мы выполняли творческое задание по анализу реальных кейсов. Это была отличная сессия! Спасибо за организацию!
Мария Репина
студентка 1 курса, программа магистратуры “Прикладная социальная психология”
Курс “Управление корпоративной устойчивостью в глобализированном мире” раскрыл, что ESG — это сложная экосистема, где пересекаются множество интересов заинтересованных сторон и решения требуют тонкой настройки и соблюдения баланса между экономической эффективностью, экологической ответственностью, социальной справедливостью и этикой. И у нас, студентов курса, была возможность на реальных кейсах российских и зарубежных компаний увидеть эти противоречия и пути их разрешения. Один из самых частых комментариев на курсе: ”это решение имеет позитивный эффект в одной области, но необходимо учесть его влияние и на другие сферы, например, окружающую среду”. Ценность курса в формировании видения, как выстраивать диалог между разными позициями, сохраняя приверженность долгосрочным целям и вкладу в устойчивое будущее не только одной компании, но всего сообщества. Особая благодарность - профессору Екатерине Ивановой, чей профессиональный путь служит примером такой системной работы, и Андрею Косько за открытость в обсуждении противоречивых вопросов ESG-трансформации.
Проведенная гостевая лекция как образовательный эксперимент наглядно подтвердил, что подготовка специалистов в области устойчивого развития требует преодоления традиционных дисциплинарных границ через синтез разных подходов, в том числе экономического анализа, управленческого подхода и социально-гуманитарного знания. Практико-ориентированный формат мероприятия с приглашенным экспертом, в рамках которого студенты совместно открыто дискутировали и анализировали решения реальных компаний и их влияние на сферы ESG, доказал свою эффективность для такого междисциплинарного взаимодействия.