• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Колик: «Рынку нужны специалисты со стратегическим видением цепей поставок и глубоким пониманием процессов товародвижения»

Санкции заставили российский бизнес и правительство в срочном порядке перестраивать транспортные коридоры и логистику. Согласно опросу российских компаний, проведенному Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ совместно с Координационным советом по логистике (КСЛ), 80% из них полностью или в основном решили задачи перестройки цепей поставок. О том, как идет эта трансформация и с какими вызовами приходится сталкиваться отечественному бизнесу, рассказал профессор департамента операционного менеджмента и логистики ВШБ Александр Колик.

Александр Колик: «Рынку нужны специалисты со стратегическим видением цепей поставок и глубоким пониманием процессов товародвижения»

НИУ Высшая школа экономики

Исследовательский проект «Реконфигурация цепей поставок в новых условиях развития российского бизнеса» реализуется ВШБ НИУ ВШЭ в партнерстве с КСЛ с сентября 2022 года. Его цель — понять основные тенденции в процессе перестройки цепей поставок и главные решения, используемые при этом бизнесом. Фокус — цепи поставок, обеспечивающие импорт продукции. В рамках проекта проведен опрос компаний, в котором приняли участие 244 предприятия сферы логистики, дистрибуции, ритейла, FMCG, промышленности и некоторых других секторов. Полностью результаты исследования будут опубликованы в аналитическом докладе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, который планируется выпустить из печати в июне этого года.

— Александр Вениаминович, Россия активно перестраивает цепи поставок, строит транспортную инфраструктуру. Так, недавно было подписано соглашение о строительстве железной дороги Решт — Астара, последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора «Север — Юг». Насколько это перспективные проекты и какие сложности могут возникнуть при развороте на Восток?

— Безусловно, инфраструктура — одно из узких мест в переориентации российской внешней торговли. Транспортная система оказалась не готова к столь резкому росту объемов на восточном и южном направлениях, и в этом нет ничего удивительного. Инфраструктура очень фондоемка, развивать ее «на вырост» нереально. Инфраструктурные проекты реализуются десятилетиями. Достаточно вспомнить, что коридор «Север — Юг» формируется с 2002 года, когда был подписан соответствующий договор между Россией, Индией, Ираном и Оманом.

Государство сегодня много делает, чтобы расшить узкие места в инфраструктуре, здесь нужно просто подождать и потерпеть. Нужно помнить и о том, что развитие транспортных коридоров, в том числе Транссиба и Северного морского пути, — это не только связь с перспективными зарубежными торговыми партнерами, но и развитие обширных российских территорий.

Что же касается других сложностей разворота на Восток, то, согласно результатам исследования, которое мы проводим совместно с КСЛ, существенным препятствием в выходе на восточные рынки, в частности китайский или иранский, являются языковые и культурные различия. На Востоке, особенно в Китае, по-своему ведут переговоры и выстраивают отношения в бизнесе. Это целая наука, которую многим приходится сейчас осваивать на ходу, и не всегда это получается удачно. Было бы хорошо, если бы государство, отраслевые ассоциации и союзы помогли бизнесу в этом процессе, создав консультационные центры и другие подобные структуры, в том числе и в «целевых» странах.

— Как вы думаете, сколько времени займет основная часть перестройки логистики?

— Думаю, говорить о каких-то сроках сейчас бессмысленно. По мнению экспертного сообщества, период турбулентности, в который вступила мировая экономика, будет очень длительным. Нестабильность станет характерным фоном для развития экономики и ведения бизнеса, возможно, на десятилетия.

Сейчас сложились воедино три кризисных фактора. Во-первых, это мировой финансовый кризис, который начался в 2008–2009 годах и, как многие считают, еще не достиг своего пика. Во-вторых, это пандемия COVID-19. Она сломала многие устойчивые конструкции в бизнесе, заставила пересмотреть многие принципы, и ее последствия полностью еще не преодолены. И третье — это все, что связано с санкциями, которые повлияли не только на тех, против кого были направлены, но и на своих инициаторов. При этом даже отмена санкций (а этот процесс рано или поздно начнется) станет еще одним фактором нестабильности — придется разрушать многое из того, что было создано для работы в условиях действия санкционных ограничений.

— Как российский бизнес адаптируется к этой турбулентности?

— Если говорить о компаниях, которые зависят от импорта, — а именно они были в фокусе нашего исследования, — то они используют три основные стратегии.

Стратегия номер один — найти способ сохранить прежние связи с поставщиками из недружественных стран. Многие предприятия достаточно успешно это делают, тем более что сами поставщики де-факто далеко не всегда поддерживают политику своих правительств. Они создают антикризисные штабы, вместе с российскими партнерами разрабатывают схемы обхода санкций и реализуют их.

Но так поступают, разумеется, далеко не все. Поэтому вторая стратегия — это поиск поставщиков в дружественных странах. Почти 90% наших респондентов указали в качестве таковых Китай, Индию и Турцию. Но в целом круг стран, где российский бизнес ищет новых партнеров, чрезвычайно широк. По данным нашего исследования, их более 40.

И третья стратегия — локализация, поиск поставщиков в России, в ряде случаев — их развитие и создание совместных с ними новых продуктов или производств.

Исследование показало, что бизнес старается не класть все яйца в одну корзину: почти 70% респондентов реализуют все три стратегии одновременно.

Наша анкета содержала также вопрос о том, в какой степени компаниям удалось решить проблемы в цепях поставок, вызванные текущим кризисом. Ответы были удивительно оптимистичными: почти 80% респондентов сообщили, что на момент проведения опроса они полностью или в основном решили задачи перестройки своих цепей поставок.

— Это неожиданный результат, который говорит о высокой адаптивности нашего бизнеса к внешним шокам. А что для компаний стало самым сложным в связи с блокировкой привычных маршрутов, отказом от работы с Россией западных партнеров и другими санкциями?

— Мы предполагали, что в качестве главной проблемы будет назван отказ иностранных поставщиков от сотрудничества. Но нет — более значимыми оказались существенный рост стоимости логистики, непредсказуемость и задержки поставок. Причина, видимо, в том, что санкции затронули все цепи поставок, в том числе и те, которые связывают нас с дружественными странами. Поэтому создание стабильных цепей поставок, их надежное логистическое обеспечение стало сейчас общей первоочередной задачей.

Был задан вопрос о том, как компании видят сотрудничество в цепях поставок, кого они хотят видеть ключевыми партнерами в перспективе. Результаты показывают, что бизнесу нужны логистические компании, которые предоставляют широкий спектр услуг, готовы организовать поставку под ключ и нести за это ответственность. Это означает, что российскому логистическому бизнесу предстоит серьезная работа. В относительно спокойные времена наши цепи поставок во многом использовали качественный логистический ресурс западных партнеров. Сейчас этот комплекс услуг предстоит развивать и предоставлять самим, и это серьезный вызов.

— Получается, что на этот вызов надо отвечать не только бизнесу и государству, но и образование тоже должно на него реагировать, потому что нужны не просто специалисты, а люди с некоторыми другими качествами, чем раньше.

— Да, я с вами согласен. В рамках исследования был задан вопрос о том, какого рода компетенций не хватает сейчас для перестройки цепей поставок. Ответы удивили и порадовали. Вроде бы сейчас время «установки заплаток и подпорок», люди говорят: мы создаем схему поставок, знаем, что она две недели поработает, а потом что-то сломается, и придется делать все заново. Но при всем этом, отвечая на вопрос о компетенциях, очень многие указали на нехватку стратегического видения цепей поставок «от начала до конца», глубокого понимания процессов товародвижения. В прежние годы в стабильных цепях поставок достаточно было взаимодействия только с ближайшими партнерами, все остальное делалось как бы само собой. Сейчас этого недостаточно — для создания цепи поставок и поддержания ее стабильности необходимо понимание всего, что происходит «выше и ниже по течению», активное взаимодействие с широким кругом партнеров, интеграция ресурсов и процессов во всей цепи поставок.

Хотел бы отметить, что мы в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ еще до введения санкций начали модернизировать подходы к образованию именно в таком направлении. Мы рады, что наши выпускники, приходя в компанию, могут работать практически на любой позиции, поскольку они понимают процесс товародвижения от начала до конца, и это отмечают наши бизнес-партнеры, компании-работодатели. В этом же направлении совершенствуются сейчас и программы дополнительного образования.

Вообще специалисты по управлению цепями поставок оказались сегодня востребованными как никогда раньше. Цепи поставок — это инструмент, который десятилетиями совершенствовался и стал фактически основным элементом инфраструктуры мировой экономики. Но насколько быстро и беспрепятственно перемещались товары и услуги в глобальных цепях поставок, настолько же быстро и легко в период кризиса стали по ним распространяться срывы, сбои, нехватки, задержки, другие «ядовитые миазмы» кризисов. Оказалось, что в глобальных цепях поставок никто не защищен, все друг с другом связаны, все друг от друга зависят. Поэтому люди, которые занимаются цепями поставок, оказались сегодня в центре внимания. Именно от них в первую очередь ждут спасительных решений по стабилизации бизнеса.

— Обычно люди задумываются о том, как товары попадают на прилавки, только когда, приходя в магазин, не могут купить привычный товар. А как обеспечивается наш потребительский рынок сейчас? Как это видит сам бизнес?

— Все мы являемся на этом рынке покупателями, ходим в магазины и видим, что ассортимент импортных товаров несколько обеднел. Но вы правы в том, что потребитель не знает, что происходит между поставщиком и магазином. Вот пример — рассказ представителя крупной торговой сети о том, как идет борьба за сохранение ассортимента. Один из востребованных покупателями продуктов — рыба, которую поставляют из Турции, — раньше доставлялся через Украину в течение двух дней. Сейчас эта рыба идет восемь дней через семь стран. Представляете, какую сложную цепь поставок пришлось построить, чтобы сохранить на прилавке любимый покупателями товар? Подчеркну: только 15% наших респондентов сообщили, что идут по пути сокращения ассортимента, остальные стараются любыми способами его сохранить. Для них это и фактор конкурентоспособности, и лояльность клиентов. И это, безусловно, хороший признак.

— Насколько важна цифровизация для логистики и управления цепями поставок?

— Цифровизация уже давно стала основным трендом в развитии бизнеса, но сейчас активное применение цифровых продуктов и технологий — это вопрос сохранения конкурентоспособности, а иногда и выживания бизнеса. Причина банальна — быстрота реагирования и скорость принятия решений в цепях поставок стала критически важным фактором, а обеспечить эту скорость могут только цифровые технологии. Исследование показало, что в нынешнее непростое время многие компании форсированно реализуют инновационные проекты именно в сфере поддержки автоматизации принятия решений. Часто их реализация откладывалась годами, но сейчас жизнь заставляет ускоренными темпами выходить на качественно новый уровень обеспечения решений по управлению цепями поставок информационными технологиями.

 

Автор: Петр Орехин

Источник: daily.hse.ru