Москва, ул. Шаболовка,
д. 28/11, корп. 6, комн. 6205
Тел.: +7 (495) 772-95-90 *28478
E-mail: uchr@hse.ru
Веселова Л. С., Иванющенкова М. В., Катькало В. С. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
В кн.: Корпоративные университеты России - 2024. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 38-51.
Mondrus O., Osipova A.
Case collection: HSE Graduate School of Business. 521-0108-8. The Case Centre, 2021

Докладчиками были представлены основные результаты проведенного исследования:
Наиболее сильным предиктором внутренней мотивации сотрудников к корпоративному обучению оказалось «распознавание возможностей» (sensing): чем более развита эта динамическая способность организации, тем более выражена готовность обучающихся разбираться даже в сложных курсах. Необходимыми условиями поддержания мотивации к корпоративному обучению являются стратегическая согласованность (strategic coherence) содержания образования с целями бизнеса, динамическая способность «использование возможностей» (seizing).
Естественным драйвером мотивации к корпоративному обучению выступает динамичность внешней среды – частые и непредсказуемые изменения рынка сами подталкивают людей учиться.
Поддерживающую роль играют персонализация контента и качество ИИ-подбора: сами по себе они уступают организационным факторам, но усиливают описанные выше связи.
В этот же день состоялось выступление преподавателей департамента вместе с Ириной Владимировной Плауновой – также выпускницей ОП «Управление бизнесом», проводившей исследование под руководством Константина Амирановича Багратиони – с докладом Strategic Coherence under Turbulence: How Corporate Universities Balance Exploration and Exploitation, посвященному тому, как корпоративные университеты балансируют между эксплорацией (exploration) и эксплуатацией (exploitation).
Вертикальная стратегическая согласованность оказалась самым сильным драйвером эксплорации: когда руководство однозначно обозначает приоритет на эксплорацию, корпоративный университет смело вкладывается в новые компетенции (для эксплуатации эффект вертикальной стратегической согласованности оказался слабее). Согласованность учебных целей и KPI подразделений усиливает как эксплорацию, так и эксплуатацию.
Технологии пока сильнее усиливают эксплуатацию, чем эксплорацию: цифровые сервисы упрощают рутину, но не несут существенной ценности для прорыва.
В зависимости от акцента на том или ином подпроцессе стратегического обучения (strategic learning), корпоративный университет может смещать баланс эксплорации-эксплуатации как в одну, так и в другую сторону.
Озвученные участниками конференции идеи отражают современный тренд: когда традиционные инструменты управления уже не обеспечивают долгосрочной стабильности, именно согласованность процессов и целей становится связующим звеном между стратегией и результатом, о чем упоминала в своей статье для РБК профессор практики департамента Ольга Юрьевна Филатова (https://trends.rbc.ru/trends/spec-project/68ef53ef9a7947a749a13a82).