Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Варшавская Е. Я., Денисенко М. Б.
Вопросы экономики. 2025. № 1. С. 44-70.
Bagrationi K., Gordienko O. A.
In bk.: Proceedings of the 19th European Conference on Innovation and Entrepreneurship, Hosted by CESI, Paris-Nanterre,France26-27 September 2024. Vol. 19. Iss. 1. Academic Conferences International Limited, 2024. P. 81-88.
Mondrus O., Osipova A.
Case collection: HSE Graduate School of Business. 521-0108-8. The Case Centre, 2021
Спикер обозначила проблему соответствия действительности утверждения о дефиците инженерных и переизбытке экономических кадров, характерного не только для социальной-общественной повестки Российской Федерации, но и для повестки других стран, например, США, и представила результаты исследования.
Рассмотрение проблемы базировалось на экономическом подходе и проводилось на основе открытых статистических данных Росстата за период с 2010 по 2021 годов и информации из дополнительных модулей Росстата о результатах опросов выпускников 2010-2015 годов и 2016-2020 годов (опросы 2016 и 2021 соответственно).
Докладчиком был представлен сравнительный анализ спроса и предложения на рынке труда для выпускников инженерных и экономических специальностей, а также сравнение характеристик первой работы выпускников каждой группы специальностей.
По результатам исследования были сделаны выводы о наличии искаженного представления о проблеме дефицита инженерных кадров, в том числе о том, что отмечаемый работодателями дефицит инженерных кадров лежит в качественной, а не в количественной плоскости, и не может быть компенсирован за счет увеличения масштабов подготовки. Было отмечено, что рост доступности инженерно-технического образования приводит к усилению негативного отбора на инженерные специальности.
Мероприятие завершилось длительной и оживленной дискуссией, в ходе которой были подробно обсуждены особенности и проблемы получения инженерно-технического образования, а также высказаны пожелания спикеру по дальнейшему продолжению исследования в разрезе неэкономических подходов.
Благодарим Елену Яковлевну Варшавскую за интересный и актуальный доклад, а участников за увлекательную дискуссию и будем рады видеть снова в ходе будущих научных семинаров Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.