Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Варшавская Е. Я., Денисенко М. Б.
Вопросы экономики. 2025. № 1. С. 44-70.
Bagrationi K., Gordienko O. A.
In bk.: Proceedings of the 19th European Conference on Innovation and Entrepreneurship, Hosted by CESI, Paris-Nanterre,France26-27 September 2024. Vol. 19. Iss. 1. Academic Conferences International Limited, 2024. P. 81-88.
Mondrus O., Osipova A.
Case collection: HSE Graduate School of Business. 521-0108-8. The Case Centre, 2021
В марте 2021 года прошла онлайн конференция «Гибридный офис: что дальше?», которую организовала и провела профессор практики департамента организационного поведения и УЧР ВШБ ВШЭ Ольга Филатова. Эта конференция стала продолжением обсуждения тем, затронутых на конференции «Гибридный офис: формат работы будущего».
Участниками конференции стали около 1000 экспертов и HR специалистов, в качестве спикеров выступили эксперты отрасли и руководители HR департаментов крупных российских и международных компаний: Вымпелком, Росбанк, Крок, YVA.ai. В онлайн опросах приняли участие около 300 слушателей.
Под гибридным форматом работы участники договорились понимать ситуацию, когда в рамках единой бизнес-модели совмещаются элементы как офисной, так и удаленной работы в зависимости от целей компании. В связи с переходом на гибридный формат работы серьезные изменения затрагивают не только процессы управления людьми: управление мотивацией, адаптацией новых сотрудников, креативностью, знаниями, отношениями, но и физическое пространство офисов, когда все больше компаний отказываются от практики закрепленных рабочих мест и расширяют пространства для совместной работы команд.
В ходе обсуждения были сформулированы тезисы о некоторых особенностях построения гибридных форматов работы:
· Гибридный формат работы – это сочетание элементов офисной и удаленной работы для реализации целей конкретной компании. Каждая компания для себя отвечает на вопрос «зачем это нужно?» и далее выстраивает свой концепт гибрида в соответствии со своей бизнес-моделью. Одно из определений гибридного формата – это когда более 30% сотрудников более 50% времени работают не в офисе.
· Преимущества гибридного формата работы - это не только потенциальная экономия на офисных площадях и командировочных расходах, но и свобода выбора для сотрудников, расширение возможностей подбора квалифицированных кадров без привязки к месту расположения офиса.
· Одни из наиболее сложных задач при построении гибрида – это задачи адаптации новых сотрудников, контроль профессионального выгорания и возросшего уровня стресса, формирование смыслов и корпоративной культуры. Препяттствием для построения гибридного формата работы являются неоцифрованные бизнес-процессы.
· Цифровой кодекс – одно из решений, которое позволяет снизить уровень стресса сотрудников. Свод правил организации работы в виртуальном пространстве.
Культура и те особенности построения системы управления, которые существовали до пандемии, во многом определяют успешность и неуспешность удаленной работы. Возможность выстраивания гибридного формата работы определяется, в том числе, культурными особенностями каждой конкретной организации.
Эксперты признают, что гибрид достаточно сложен с точки зрения практической реализации, поскольку требует совмещения разных форматов работы в рамках единых процессов. Компании сейчас находятся в процессе выстраивания «новой нормальности», определяют новые правила взаимодействия внутри себя и с окружающим миром. Многие вопросы требуют обсуждений и последующей доработки в зависимости от потребностей каждого отдельного бизнеса.