О стратегическом применении искусственного интеллекта в бизнесе консультанты заговорили более 10 лет назад, однако вопрос о том, как выстроить прибыльную бизнес-модель с опорой на ИИ, до сих пор остается нерешенным. Многие компании, сделавшие на него ставку в 2010‑х годах, разработали мощные и дорогостоящие ИИ-продукты, но так и не смогли заинтересовать ими рынок. Известный пример: Watson, одна из ведущих в мире лабораторий Computer Science, принадлежащая компании IBM, в 2011 году решила использовать ИИ в сфере общего образования. Амбициозная цель Watson состояла в том, чтобы дать каждому школьнику персонального ИИ-репетитора. За пять лет на разработку было потрачено $100 млн, партнером IBM стала «Улица Сезам», однако в реальном мире программа не прижилась: школьники упорно не хотели пользоваться ее уроками. В 2017 году проект закрыли, списав убытки.