В зоне полной видимости

Редко какое из желаемых качеств современных цепей поставок так очевидно необходимо, как сквозная видимость цепи (end-to-endvisibility). И так труднодостижимо.

В зоне полной видимости

https://shutterstock.com/anucha sirivisansuwan

Компаниям сейчас во что бы то ни стало нужно сделать видимыми все звенья цепей поставок — от производства материалов и комплектующих до доставки готовых изделий покупателям. Без такой сквозной видимости невозможны три других актуальных качества цепей — гибкость на случай непредвиденных событий, стойкость к всевозможным сбоям, экологическая и социальная ответственность.

Видимость цепи поставок означает возможность отслеживать и контролировать движение сырья, материалов, готовой продукции, а также потоки информации и финансовых транзакций по всей цепи поставок — от поставщиков до потребителей. Такое целостное представление позволяет организациям выявлять узкие места, точно прогнозировать спрос, отслеживать уровни запасов, оптимизировать маршруты транспортировки и быстро реагировать на сбои.

Консультанты в отчетах пишут, что руководители, у которых нет видимости цепи поставок, «ходят с завязанными глазами», «блуждают впотьмах», «играют в догонялки с колебаниями спроса» и т.  п. Неудивительно, что еще в 2021 году, по данным McKinsey, инструменты для обеспечения сквозной видимости цепей поставок стали главным приоритетом ИТ-инвестиций (так сказали 77% респондентов).

С точки зрения здравого смысла полная видимость цепи поставок (E2E) означает, что увидеть можно все и везде: где находится груз или заказ во время его пути — на грузовике, в железнодорожном вагоне, на океанском лайнере или в грузовом самолете — в любой точке мира (видимость транспорта в реальном времени). Но E2E также означает возможность видеть материалы, комплектующие и товары, не находящиеся в пути, например сырье, запасы на складе или в распределительном центре, продукты в торговых точках или грузы, застрявшие на таможне (видимость запасов и дистрибуции в реальном времени). Сквозная видимость означает детальное представление обо всех основных участках цепи поставок: транспортировке; складском хранении и выполнении заказов; запасах; планах закупок и производства; дистрибуции и отношениях с клиентами; а также поставщиках.

Видимость цепи поставок тесно связана с отслеживаемостью, прозрачностью и созданием карты цепи.

Прослеживаемость цепи поставок предполагает отслеживание полного жизненного цикла товаров. Это означает наличие информации об их происхождении, пути следования, собственности, сертификатах и прочего с самого начала цепи поставок. Таким образом, мы можем сказать, что прослеживаемость является одним из компонентов видимости.

Прозрачность цепи поставок связана с раскрытием информации клиентам и другим заинтересованным сторонам или с принятием решения о том, в чем вы будете прозрачны. Вам решать, какой информацией делиться, как, с кем, как часто и т. д. Но, конечно, вы можете делиться только теми данными, которые у вас есть, поэтому более высокая видимость приводит к большей прозрачности.

Создание карты цепи поставок означает сбор информации о поставщиках и партнерах и формирование карты бизнес-сети. Таким образом, у предприятия есть визуальное представление о движении товаров и денежных средств, а также о деловых взаимосвязях

Пятимиллиардный рынок

Согласно оценкам Industry Research Co, мировой рынок программного обеспечения (ПО) для видимости цепей поставок в 2022 году оценивается в $1,21 млрд. Ожидается, что среднегодовой темп роста в 2023–2027 годах составит 26,45% и к 2028 году рынок достигнет $4,93 млрд. На этом рынке представлены такие компании, как MP Objects, SAP, FourKites, project44, Descartes, Oracle, GT Nexus, IBM и Kinaxis.

Решения предлагаются самые разные — от инструментов отслеживания перевозок, складов, аналитического ПО, интегрирующегося с ERP-системами, облачных сервисов для сотрудничества с поставщиками до комплексных платформ, виртуальных диспетчерских центров управления цепью поставок (Supply Chain Control Tower, SCCT, в буквальном переводе «контрольная вышка»).

Инструменты для видимости цепей поставок в одиночку не применяются, да это и бесполезно. Их нужно насыщать полными и качественными данными, поступающими из разных источников и разнородных информационных систем в реальном времени. Прежде всего организация должна интегрировать данные из собственной системы планирования ресурсов предприятия (ERP), системы управления отношениями с клиентами (CRM), складами (WMS), транспортировкой (TMS), а также от устройств интернета вещей (IoT).

Сквозная видимость цепи поставок также предполагает получение точной информации на каждом участке цепи в реальном времени — от подбора сырья до доставки конечного продукта. Это означает сбор данных из различных внешних источников, включая поставщиков, производителей, партнеров по логистике и клиентов, и интеграцию их в центральную информационную систему для анализа и принятия решений.

Поэтому решения для видимости цепи обычно идут в комплекте с такими технологиями, как облачные вычисления, искусственный интеллект (ИИ) и блокчейн. Эти технологии обеспечивают сбор данных в реальном времени, расширенную аналитику и неизменяемые записи данных, что способствует повышению прозрачности. По данным отчета MHI, более 80% компаний планируют внедрить блокчейн и продвинутую аналитику в течение 3–5 ближайших лет. К тому же предприятиям придется внедрять (если они не внедрены до сих пор) датчики интернета вещей, RFID-метки и GPS, чтобы обеспечивать видимость уровня запасов, статуса отгрузки и других ключевых показателей в режиме реального времени.

 

Трудности внедрения

Неудивительно, что, несмотря на всеобщие декларации о намерениях улучшить видимость цепей, фактические успехи компаний гораздо скромнее. По данным McKinsey, 67% организаций уверяют, что уже достигли сквозной видимости цепей, но при этом 45% респондентов либо не видят свою восходящую цепь поставок, либо видят только поставщиков первого уровня. И только 17% компаний имеют хорошее представление о цепи поставок вплоть до третьего уровня или выше. Лишь 7% предприятий заявили в 2022 году, что для них видима сеть поставок на всех уровнях. Согласно отчету Verusen, у 65% организаций нет информации о ценообразовании на критически важные детали и узлы или об их поставщиках, необходимой для поддержания производства. Более 80% сообщают, что не имеют возможности в цифровом виде отслеживать движение основных и вспомогательных материалов по сети.

https://www.altexsoft.com/blog/supply-chain-control-tower-visibility/
https://www.altexsoft.com/blog/supply-chain-control-tower-visibility/
Источник: Supply Chain Control Tower: Enhancing Visibility and Resilience, Altexsoft

Причина в том, что проекты обеспечения сквозной видимости цепей поставок являются дорогими, длительными и весьма трудными как технически, так и организационно. По данным McKinsey, у автопроизводителя в среднем около 250 поставщиков первого уровня и 18 тыс. — по всей цепочке создания стоимости. У производителей аэрокосмической отрасли в среднем 200 поставщиков первого уровня и 12 тыс. — всех уровней. У технологических компаний в среднем 125 поставщиков в группе первого уровня и более 7 тыс. — на всех уровнях. Как говорит Мэтт Эленджикал, основатель и генеральный директор разработчика ПО для видимости цепей поставок FourKites, чтобы увидеть «все и везде», потребуются автоматизированные, взаимосвязанные и совместно используемые глобальные цепи поставок.

Проекты плохо развиваются еще и потому, что получить достаточное количество качественных данных о цепи поставок (а точность, полнота и целостность данных — обязательное условие для хорошей видимости цепи) весьма сложно. К тому же поставщики и дистрибуторы не горят желанием делиться конфиденциальной информацией, а часто не могут этого сделать технически или вообще не располагают точными данными. Поэтому предприятию нужно сначала проделать неподъемную работу по внедрению во всей цепи единых правил управления данными, механизмов проверки данных и стандартов качества данных.

По данным McKinsey, чуть более 50% респондентов в 2022 году считали, что качество данных в их системах планирования цепей поставок достаточное или высокое.

А самое главное — сквозная видимость цепи требует организационной согласованности и приверженности общей идее всех внутренних и внешних заинтересованных сторон, включая поставщиков и партнеров по логистике. Компаниям нужно тесное сотрудничество с поставщиками, логистическими операторами, перевозчиками и дистрибуторами (а для них более интенсивный информационный обмен часто помеха и ненужная трата времени). Собственные сотрудники тоже не рады новым хлопотам и изменению прежних правил работы. Поэтому предприятиям приходится бороться с разрозненностью данных как внутри организации, так и за ее пределами. Необходимо объяснить сотрудникам и заинтересованным сторонам важность обмена данными и совместной работы и заручиться их поддержкой. Внедрение систем обеспечения сквозной видимости сопровождается значительными организационными изменениями, включая изменения процессов и корпоративной культуры, предупреждают консультанты.

Наконец, для беспрепятственного обмена данными, совместной работы всех участников экосистемы поставок и передачи информации в реальном времени необходима интеграция систем и данных. Чтобы она прошла без осложнений, предприятия должны провести стандартизацию процессов и форматов данных по всей цепи поставок. Часто в процессе интеграции различных систем и технологий выясняется, что они несовместимы друг с другом. И решать эту проблему тоже приходится путем убеждения поставщиков, компромиссов и трудового героизма ИТ-специалистов.

 

Центр управления полетами

Несмотря на трудности внедрения, стремительно набирает популярность комплексная концепция SCCT. По выражению вице-президента Gartner Кристиана Титце, SCCT — это ИИ цепи поставок. Все хотят его иметь, но никто толком не знает, как он работает.

IBM определяет SCCT как персонализированную интерактивную панель для визуализации данных, ключевых текущих бизнес--показателей и событий в цепи поставок (задержек, сбоев поставок, проблем с качеством и т.  п.). SCCT задействует машинное обучение и предиктивное моделирование для упреждающего выявления тенденций, узких мест и неэффективности в цепи поставок.

Диспетчеризация цепи поставок приносит значительный экономический эффект. По подсчетам Accenture, внедрение SCCT приводит к увеличению выручки почти на 1% благодаря сокращению упущенных продаж, к снижению затрат на логистику на 3–5%, а также повышает производительность труда на 10–20%. Другие значимые выгоды — сокращение запасов на 5–15% и сокращение на 8–15% товарных запасов, подлежащих уничтожению, раздариванию или уценке.

Например, корпорация IBM создала диспетчерский центр на основе собственного набора ИТ-продуктов, чтобы оптимизировать свою цепь поставок, охватывающую 170 стран. В результате улучшилась стойкость цепи к сбоям. Компании даже во время пандемии COVID‑19 удавалось доставить 100% заказов клиентам. Заложенные в SCCT функции анализа спроса, управления рисками, поддержки принятия решений и другие интегрированные инструменты помогли сократить затраты на цепь поставок на $160 млн в год.

Провайдер логистических услуг для автопрома Schnelecke Logistics SE внедрил виртуальный диспетчерский центр цепи поставок в партнерстве с SAP. В результате сократилось количество остановок производственных линий автопроизводителей (а одна минута простоя конвейера на автозаводе может стоить до 5 тыс. евро). Диспетчерский центр также способствовал повышению производительности труда сотрудников и упрощению доступа к данным и прогнозной аналитике. Например, если прежде для получения необходимого отчета нужно было совершить 15–20 действий и на это уходило два часа, то теперь его можно получить сразу.

Наконец, глобальный провайдер логистических услуг Geodis внедрил платформу софтверной компании MP Objects. Расширенные возможности этого виртуального диспетчерского центра (динамический выбор нескольких перевозчиков, просмотр запасов в пути, разделение и консолидация заказов, а также динамическое сопоставление счетов) привели к экономии затрат на логистику и биллинг примерно на 5%. Улучшенная видимость позволила провести оптимизацию цепи и получить экономию примерно в $1,5 млн в год.

По сути, SCCT — это интегрированная ИТ-система, которая в реальном времени собирает данные из всех участков цепи поставок (от стратегического планирования и закупок до доставки на «последней миле» и возвратной логистики) и агрегирует их в центральном хранилище (data hub) для последующего анализа. Поэтому для его работы нужны мощные серверы и системы хранения данных.

https://www.altexsoft.com/blog/supply-chain-control-tower-visibility/
https://www.altexsoft.com/blog/supply-chain-control-tower-visibility/
ИИсточник: Supply Chain Control Tower: Enhancing Visibility and Resilience, Altexsoft

В центральном хранилище (репозитории) хранятся как структурированные, так и неструктурированные данные. Структурированные данные — обычно таблицы, например таблицы заказов с такой информацией, как SKU, количество, размеры, контактные данные и т.  д. Неструктурированные — сканы рукописных адресов e-mail, фотографии товаров, записи с камер видеонаблюдения, отзывы клиентов в социальных сетях и т.  п.

Чтобы обеспечить аналитику в реальном времени, центральный репозиторий должен поддерживать потоковую передачу данных, которые передаются не пакетами, как обычно, а непрерывно и обрабатываются на лету. Например, потоковая передача нужна, если необходимо внедрить профилактическое техобслуживание, требующее постоянного мониторинга состояния оборудования, или систему логистики в реальном времени (RTLS) для непрерывного отслеживания погрузочно-разгрузочного оборудования и других активов.

Главная ценность диспетчерского центра — в аналитике и прогнозировании. Для этого применяются предиктивная аналитика, цифровые двойники цепи поставок и рекомендательные механизмы.

Цифровые двойники — виртуальные копии цепей поставок (или отдельных частей, процессов и объектов), которые подключены ко всем источникам данных и помогают отслеживать производительность, запускать моделирование и анализ последствий, тестировать различные сценарии перед их реализацией и многое другое.

Рекомендательные механизмы (прескриптивная аналитика) сравнивают многочисленные сценарии и определяют оптимальный курс действий на основе имеющихся данных и созданных прогнозов. Эта технология полезна для решения распространенных задач, таких как маршрутизация или участие (неучастие) в тендерах. Она может поддерживать принятие решений на всех уровнях — от стратегического планирования до оперативного реагирования на сбои.

Совокупность всех этих технологий помогает руководству предприятий в принятии точных решений, основанных на данных.

Присоединяйтесь к новому телеграм-каналу ВШБ