Interview with partners company of CSB
MAZARS. Consaltig - it is boring?
Аудитор — это человек, занимающийся аудитом и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта. Мы попросили Ольгу Шульгу, менеджера департамента аудита Mazars и выпускницу Вышки, рассказать о том, как устроен аудит изнутри, кому подойдет эта сфера и бывает ли интересно работать с цифрами.
Давайте честно: никто из учеников 10-11 класса на вопрос «кем ты хочешь стать» не ответит «я хочу стать аудитором». В какой момент вы поняли, что хотите связать свою жизнь с этой профессией?
Когда мне задают такой вопрос друзья или знакомые, я всегда отвечаю, что мечтала об этом с детства. Это шутка, конечно. Я, наверное, вплоть до того момента, пока не пришла в компанию, не понимала, что такое аудит. Мне казалось, что это больше похоже на консалтинг: мы сами будем делать за клиента финансовую отчетность, а не проверять ее.
Я много слышала про аудит, пока училась в университете и ходила на ярмарки вакансий. Меня всегда интересовала работа, связанная с цифрами, математикой, логикой, финансовой отчетностью. Несмотря на то, что профиль в университете у меня был немного другой, я решила попробовать. Такое желание появилось где-то на втором курсе магистратуры. Подумала: понравится — останусь, не понравится — буду дальше себя искать.
— Расскажите, как вы попали в Mazars?
На втором курсе магистратуры я поняла, что пора искать постоянную работу, и решила начать с аудита. До этого я слышала, что аудит – это отличный толчок, так как дает очень большой профессиональный опыт. Я одновременно проходила отбор в Mazars и в компанию из «Большой четверки» — PwC. В Mazars я успешно прошла. Меня взяли на позицию джуниора первого года. Я сразу приняла оффер, а отбор в PwC приостановила.
— Сколько ступеней в карьерной лестнице аудитора?
Если идти по порядку: есть позиция джуниора, синьора, затем идет позиция менеджера. Выше менеджера — аудит-директор, партнер. В среднем это работает так: первые три года ты работаешь джуниором, следующие три года - синьором. Если у тебя все складывается успешно, и твоей работой все довольны, тебя повышают до менеджера. У меня сложилось так, что я получила позицию младшего менеджера за 4 года работы в компании.
— Получается, что между джуниором и синьором нет промежуточной ступени? После джуниора не идет мидл?
Нет, но джуниоры делятся по грейдам: джуниор первого года, второго и третьего. Такая же градация на позиции синьора. Как правило, джуниоры третьего года — это уже начинающие синьоры, так называемые ин чардж. Они частично работают как джуниоры, частично начинают вести собственные проекты и готовятся к переходу на новую ступень.
— Расскажите, с чего начинается путь в аудите, и как меняется формат рабочих задач при переходе от одной ступени к другой?
Все зависит от твоего предыдущего опыта. Ты можешь быть интерном 3 или 6 месяцев, а затем стать джуниором первого года. Но даже если ты был интерном на протяжении 6 месяцев, это не значит, что тебе придется быть джуниором первого года еще 12 месяцев. Можно поработать полгода и стать джуниором второго года, если ты получишь хорошую оценку по итогам работы.
На начальном этапе работа делится на секции. Если мы посмотрим на финансовую отчетность, то увидим отдельные строчки, к примеру, запасы, основные средства, выручка. Вот эти отдельные строчки мы называем секциями. Если ты джуниор первого года, то ты делаешь более легкие секции. Когда ты становишься джуниором второго года, тебе дают секции посложнее. Джуниоры третьего года делают самые сложные секции и начинают работать в качестве ин чардж на проектах, то есть по сути выполняют уже функционал синьора.
Когда ты становишься полноценным синьором, у тебя появляется своя команда, работу которой ты проверяешь. И еще тебе достаются более сложные задачи, такие как секция «Налоги», сборка монтажа, сбор всех корректировок, которые нужно согласовать с клиентом. По сути, ты становишься связующим звеном между командой и проектным менеджером. Еще ты начинаешь больше коммуницировать с клиентом. Позиции синьора первого и второго года, как мне кажется, не сильно различаются, за исключением того, что у синьора второго года больше опыта, а от синьора первого года, как правило, меньше ожиданий. На позиции синьора третьего года появляется возможность попробовать себя уже в роли менеджера.
Работа менеджера включает в себя проверку работы всей команды, согласование отчетности с клиентом, подписание договоров, согласование стоимости аудита. Менеджер также очень сильно вовлекается в весь процесс работы команды, коммуницирует с синьорами и джуниорами. Как правило, работа команды презентуется аудит директорам и партнерам уже на финальном этапе, но в зависимости от сложности и специфики проекта, частота взаимодействия также может различаться.
Я работаю менеджером уже полгода, но пока до конца не поняла, где проходит четкая грань между позицией синьора и менеджера, потому что, как мне кажется, зачастую их функционал очень сильно пересекается. Но я стремлюсь к тому, чтобы со временем найти и обозначить для себя эти границы.
— Как выглядит ваш типичный рабочий день в качестве менеджера департамента аудита?
Типичный рабочий день обязательно начинается с кофе…
Из-за коронавируса стало сложно охарактеризовать типичный рабочий день. Раньше это было так: дом — метро — офис. А сейчас это может быть просто дом. Два года назад мы перевелись на удаленку и сейчас приезжаем в офис в основном только при необходимости. Например, когда проект очень сложный, а коммуникации через teams недостаточно, мы с командой едем в офис.
Но бывает и такое, что я приезжаю в офис, чтобы сосредоточиться и эффективно поработать. Как правило, рабочий день начинается в 9 утра. И начинается он с того, что я открываю почту и проверяю письма. Я стараюсь составлять список дел и идти по нему, но это не всегда удается, потому что возникают какие-то незапланированные задачи, решение которых является приоритетным.
Стоит отметить еще, что в департаменте аудита у нас есть общее расписание, которое мы называем «планингом». Это живая цветная эксель-таблица, где каждая неделя проставляется в зависимости от того, на каком проекте занят специалист. Для всех сотрудников проекты в планинге заполняются заранее, чтобы не было такого, чтобы сотрудник работал одновременно на нескольких проектах. Но у менеджеров, как правило, много параллельно идущих проектов, поэтому бывает сложно четко следовать планингу.
Если рабочий день обычно начинается в 9, то во сколько он заканчивается — уже трудно сказать. У нас ненормированный рабочий график, но нет такого, что если ты просидишь до 6 и уйдешь, то тебя за это накажут. Если ты все делаешь вовремя и хорошо выполняешь свою работу, нет ничего плохого, в том, чтобы уйти в 6. Но так не всегда удается сделать, потому что работы много, особенно в busy season.
Сейчас у нас как раз busy season. Он начинается примерно с конца осени и заканчивается в конце весны. Летом работы меньше, чем зимой. Поэтому в busy season приходится задерживаться после 6 и иногда даже работать на выходных.
— Есть такой стереотип, что аудит — это довольно скучное и рутинное дело. Вы можете опровергнуть это?
Ни подтвердить, ни опровергнуть у меня не получится. Я всем нашим интернам и джуниорам первого года говорю: аудит не для всех. Кто-то из вас останется и задержится, а кто-то поймет через месяц или позже, что это ему не подходит. И тогда наши пути разойдутся.
Конечно, по моему мнению, аудит — это не скучно, иначе я не задержалась бы тут на 5 лет. Но, как я уже сказала, это не для всех. Кто-то идет в аудит, представляя себе что-то совсем другое, но со временем понимает для себя, что работа с цифрами — это скучно.
У меня буквально недавно были такие ситуации, когда джуниоры говорили, что все круто, но не хватает какого-то движа. Им хочется поменьше сидеть с ноутбуком и работать с табличками. Но аудит не только про работу в экселе, это про коммуникацию с командой, с клиентом. Есть возможность поработать на разных проектах в абсолютно разных сферах. Мы, конечно же, не делаем работу за сотрудников компаний, которые проверяем. Но нужно понимать специфику, процессы, которые происходят внутри компании, чтобы сформировать итоговые цифры в отчетности. Кроме того, интерны и джуниоры первого года часто ездят на инвентаризации.
Инвентаризация — это обязательный этап аудита. Клиент подсчитывает свои запасы, а мы участвуем в процессе, параллельно выполняя свои процедуры, тестирования. Иногда это занимает один день, а иногда неделю. Инвентаризация может быть на выходных или в ночное время, потому что очень сложно остановить производство или закрыть магазин днем. Некоторые в этом процессе находят что-то для себя. Я, например, за время работы побывала во многих городах России. В начале это доставляло мне удовольствие. Я радовалась поездкам в новые города. Сейчас, конечно, я уже подустала и очень рада, что командировок стало поменьше.
— Как вы относитесь к мемам про аудит?
Без юмора было бы сложно. Интересно читать такие шутки, потому что сразу понимаешь, что со сложностями сталкиваешься не только ты, не только твоя компания. По всему миру люди так работают и сами над собой шутят.
— Чем отличается Mazars от компаний «Большой четверки»?
Что мне нравится в нашей компании, так это коллектив. В четверке много людей, проекты большие. Там есть такая специфика, что сегодня ты можешь работать в команде с одними людьми, завтра — с другими. И этих людей ты можешь видеть в первый и последний раз в своей жизни, потому что они могут быть из разных городов. Сейчас, когда мы перешли на удаленку, стало еще сложнее в этом плане. Иногда ты вообще не видишь своих коллег и различаешь их только по фото в teams. А в Mazars людей поменьше, все друг друга знают.
В моей жизни так сложилось, что многие мои близкие друзья — это коллеги из Mazars. Если у меня и были какие-то мысли уйти в другую компанию, то я сразу переживала о том, как я буду без этих людей, без этой обстановки. У нас достаточно молодой коллектив, разница в возрасте между джуниорами, синьорами и менеджерами небольшая, поэтому работать очень интересно.
Словарь аудитора
Бизи сизон — период самой сильной загруженности в году.
Инчардж — старший специалист в аудиторской команде.
Плэннинг — эксель-табличка, в которой расписана занятость людей на проектах по неделям.
Грейды — группировка должностей по определенным факторам.
Интервью подготовлено при поддержке наших партнеров — компании Mazars
Интервьюер: Елена Маркус
International logistic company: new reality
Сфера логистики в последние месяцы претерпела значительные изменения. Центр карьеры ВШБ попросил Оксану Дебольскую, эксперта международной логистической компании, рассказать, какие трансформации ждут российскую логистику в ближайшей перспективе, как это отразится на студентах и выпускниках, которые находятся в процессе поиска работы по специальности, и какие компетенции стоит развивать специалисту по логистике, чтобы быть востребованным в изменившихся условиях.
— Как последние события отразились на вашей сфере?
Введенные санкции на основные группы товаров, уход крупнейших контейнерных перевозчиков из России привели к радикальному снижению импорта, тотальному изменению логистики. Компании производители и дистрибьюторы вынуждены останавливать, приостанавливать производство, искать новые источники товаров и компонентов для производства, вынуждены полностью выстраивать новую цепь поставки, снижать, исключать импортные потоки, что сказывается, конечно, на логистических компаниях. Логистические компании, которые занимаются международными перевозками, сейчас испытывают большие трудности из-за снизившегося объема и невозможности доставки грузов. Они оперативно переориентируются на новые направления, на внутреннюю логистику. На рынке внутрироссийских перевозок и складской логистики идет значительное повышение затрат на обслуживание транспорта, обработку грузов на складе (повышение стоимости запчастей, введение предоплаты у большинства поставщиков запасных частей и оборудования). Компании столкнулись с нехваткой или отсутствием оборудования, увеличением лизинговых платежей.
— Как вы думаете, логистические компании сейчас переживают не лучшие времена или открывают для себя новые возможности?
Любой кризис означает для части компаний крах, для части бизнеса возможности. Те компании, которые оперативно подстраиваются под новые реалии и новые потребности, могут получить прирост.
Произошедшие изменения очень по-разному отразились на деятельности логистических компаний. Ряд международных компаний сократили свой бизнес и инвестиции в России. Кто-то потерял ключевых клиентов, так как они ушли из России. Тем не менее, многие международные компании продолжают работать. Российские компании будут увеличивать объемы производств, чтобы замещать импортные товары. Грузопотоки переориентируются на новые направления. У тех логистических компаний, которые сумеют быстро адаптироваться к новой реальности, появятся новые контракты.
— Каким будет ближайшее будущее логистики в РФ, и как будут трансформироваться цепочки поставок?
Главная задача производителей и торговых компаний сейчас в том, чтобы перестроить цепи поставок, построить новые маршруты доставки товаров. Производители и логисты переориентируются с запада на восток. Однозначно, будут развиваться азиатские направления и транспортная инфраструктура на востоке страны.
— Какие компетенции помогут специалистам по логистике оставаться востребованными? Как будет трансформироваться ваша сфера, какие специалисты ей будут нужны?
Безусловно, мы ожидаем спрос на опытных специалистов, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям. Горизонт планирования сейчас минимальный, стало сложно прогнозировать объемы поставок. От сотрудников требуется высокая оперативность, быстрая проработка решений и, конечно, высокая степень предприимчивости. Будут востребованы сотрудники, которые имеют опыт построения цепей поставок на восточных направлениях.
— Что ждет выпускников образовательной программы «Управление цепями поставок» на изменившемся рынке? Трудно ли им будет найти работу по специальности?
Общий тренд, который мы наблюдали годы — сокращение общего числа молодых специалистов на рынке труда из-за демографической ямы, поэтому еще недавно конкуренция за молодых специалистов была очень высокой. Сейчас на рынке труда наблюдается снижение активности работодателей. С конца февраля количество вакансий уменьшилось практически во всех сферах, в том числе, в транспорте и логистике (по данным hh.ru на 17%). Уменьшение числа вакансий при сохранении количества молодых специалистов обострит конкуренцию между кандидатами. По данным hh.ru за последний месяц мы видим, что увеличилось количество резюме молодых специалистов, претендующих на 1 вакансию (было 5,1 – стало 8,3). Поскольку некоторые иностранные логистические компании приняли решение покинуть Россию, сотрудники этих компаний выйдут на рынок труда. Наплыв кандидатов ожидается в течение 2-3 месяцев, так что у оставшихся работодателей будет возможность пополнить свои ряды квалифицированными кадрами. Теоретически, это может привести к снижению интереса работодателей к молодым специалистам и экономии на программах стажировок в течение кризисного периода. Что будет на самом деле, мы поймем позже, сейчас всё слишком изменчиво и непредсказуемо.
Однозначно, конкуренция между соискателями будет расти и стоит серьезно подготовиться к трудоустройству – расширять представление о рынке и развивать навыки самопрезентации, чтобы успешно проходить интервью.