Искусство быть лучшим
Операционная эффективность (ОЭ) сегодня одна из главных забот топ-менеджеров предприятий в России. Интерес к проектам улучшений растет с пандемии COVID-19, и санкционные ограничения 2022–2024 годов, дестабилизировавшие экономику компаний и отраслей, его лишь подстегнули. Сейчас, по данным опроса hh.ru, у трети крупных российских компаний есть специальные подразделения, которые занимаются поиском возможностей для оптимизации операций и повышения производительности.
По данным исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) «Корпоративные университеты России — 2024», выполненного при поддержке «Сберуниверситета», образовательные программы по ОЭ для высшего, среднего менеджмента и специалистов входят в топ-3 программ, наиболее востребованных в крупнейших российских компаниях.
Повышение операционной эффективности означает, что организациям станет легче управлять развитием бизнеса и достигать стратегических целей. Они увеличат производительность труда, снизят издержки и улучшат клиентский опыт. Настоящий сборник «Операционная эффективность» серии «Новое в менеджменте» содержит подборку статей о способах повышения ОЭ и наиболее успешных примерах построения производственных систем в крупных российских компаниях, а также аналитику по проблематике производительности труда.
Тема ОЭ регулярно освещается в изданиях по менеджменту и деловых СМИ. Однако в ней до сих пор остается немало белых пятен: не хватает эмпирических исследований в организациях, нет единых правил расчета производительности труда, а также общепринятого определения производственной системы. Настоящий сборник призван в той или иной степени восполнить эти пробелы.
«Операционная эффективность» — седьмой в серии «Новое в менеджменте», выпускаемой Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ и посвященной наиболее актуальным тенденциям в управлении. Предлагая эти сборники вниманию читателей, ВШБ продолжает свою миссию как образовательно исследовательского центра передовой управленческой экспертизы в России. Выпуски серии «Новое в менеджменте» — результат труда коллектива авторов: ведущих преподавателей школы бизнеса и профессиональных журналистов-аналитиков с многолетним опытом работы в журнале «Harvard Business Review Россия» и деловой газете «Ведомости». Редакция сборника выражает огромную благодарность магистрантам программы «Операционная эффективность и производственные системы» ВШБ Вадиму Павленко, Владиславе Бабковой, Дарье Давыдовой, Александре Рогачевой и Ксении Курниковой, которые внесли большой вклад в сбор данных.
Настоящий сборник, пожалуй, можно назвать особенным в серии — по разнообразию представленных в нем жанров. Открывается он уникальным исследованием производительности и оплаты труда в 71 крупнейшей российской компании в 2012–2023 годах, выполненным Центром управленческой аналитики ВШБ и Лабораторией операционной эффективности ВШБ при активном участии партнера компании «Экопси консалтинг» Григория Финкельштейна. Исследование позволило выявить зависимости между удельной выработкой, CAPEX, численностью сотрудников и расходами на персонал.
По данным Росстата, производительность труда в России на конец 2022 года (наиболее актуальные данные) снизилась на 3,6% по сравнению с 2021-м, это максимальное падение с 2009 года. О необходимости увеличения производительности как драйвера восстановления экономики и достижения технологического суверенитета сейчас много говорят на самых высоких уровнях власти.
Рост производительности труда прежде всего государственное дело, требующее системных механизмов поддержки. Наиболее успешный опыт госпрограмм повышения производительности труда описан в отдельном аналитическом обзоре сборника. Если бы малый и средний бизнес приблизился к крупному по производительности труда, произошло бы прорывное ускорение темпов роста экономики, и господдержка должна быть адресована именно малому и среднему бизнесу, считают зарубежные эксперты.
Этот обзор дополняет интервью Светланы Горчаковой, заместителя генерального директора Федерального центра компетенций (ФЦК), о господдержке предприятий, стремящихся повысить производительность труда в России. Известно, что в нашей стране улучшения в государственном масштабе обычно проводятся через нацпроекты. Важной экономической инициативой правительства России стал нацпроект «Производительность труда», направленный на повышение производительности труда в несырьевом секторе. ФЦК, в частности, занимается адресной поддержкой предприятий в этом нацпроекте и отвечает за проекты повышения операционной эффективности. Считается, что новые технологические тенденции, и прежде всего рост применения искусственного интеллекта, способны подстегнуть выработку. Трудность в том, что мало кто из руководителей предприятий пока знает, каким образом применять ИИ для повышения продуктивности и при каких условиях можно рассчитывать на эффект от ИИ. Это тема отдельной аналитической статьи в сборнике.
Выпуск также содержит подробный обзор базовых управленческих концепций и инструментов повышения операционной эффективности, дополненный результатами опроса компаний работодателей, проведенного платформой подбора персонала и поиска работы hh.ru по просьбе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
В настоящем сборнике представлено значительное количество историй о российских компаниях. Производственной системе (ПС) производителя легкого коммерческого транспорта ГАЗ больше 20 лет, благодаря ей гиганту автопрома до сих пор удавалось повышать производительность труда, несмотря на колебания спроса, кризисы и санкции. У нефтехимического холдинга «СИБУР» и металлургической компании НЛМК зрелые производственные системы, им более 15 лет. Сейчас у всех трех компаний развивается этап интеграции в ПС современных цифровых технологий. Цель — внедрить цифровые технологии на тех хозяйственных и производственных участках, где они принесут наибольший эффект при минимальных инвестициях.
Мы рассказали и о тех компаниях, которые занялись улучшениями относительно недавно. Их опыт интересен тем, что им приходится проводить оптимизацию в условиях нынешнего дефицита кадров. Они не могут себе позволить жесткого отношения к тем сотрудникам, которые не одобряют перемены, им приходится их убеждать и договариваться. И это сложнее.