Ученье и труд: новые подходы к корпоративному обучению

Дефицит рабочей силы, «великое увольнение» и «великое выгорание», рост числа переходов сотрудников в другие отрасли усилили роль образования в последние три года. Мировой рынок корпоративного обу­чения и развития (L&D) растет в среднем на 9% в год и к 2028-му достигнет $493 млрд, по оценкам SkyQuest Technology Consulting. Появляются новые форматы, источники контента и способы повышения эффективности образования.

Ученье и труд: новые подходы к корпоративному обучению

Freepik.com

Важность обучения велика как никогда, поскольку растет разрыв между навыками работников и навыками, нужными работодателям. По данным исследования SHRM и Talent LMS, 54% руководителей считают, что в 2022 году этот разрыв увеличился, а 49% глав компаний уверены, что у их работников нет необходимых навыков для реализации бизнес-стратегии компании. Обучение стало важным способом удержания персонала. 54% сотрудников, которым нравится обучение в компании, останутся в ней, если им предложат программы повышения квалификации; 81% — если работодатель предложит непрерывное обучение.  В 2022 году приоритетными корпоративными программами L&D, по данным SHRM/TalentLMS, были тренинги по лидерству и управлению (так сказали 49% респондентов — менеджеров по персоналу), повышение квалификации и переподготовка сотрудников (upskilling & reskilling, 46%), а также обучение цифровым навыкам (26%). Однако последние годы показали, что в современном корпоративном образовании много недостатков. По данным BCG, существующей системой обучения недовольны 75% старших руководителей компаний — они считают, что программы необходимо перепроектировать. Сотрудники в 2022 году жаловались на устаревшее содержание курсов, его несоответствие должностным обязанностям работников и на отсутствие возможностей для применения знаний в работе. По мнению сотрудников, для повышения отдачи от учебы программы должны лучше соответствовать должностным обязанностям (38% респондентов), быть более социальными (взаимное обучение и пр.) и актуальными (32% респондентов) — сообщает SHRM/TalentLMS.

 

Другие форматы

Компаниям уже недостаточно семинаров и тренингов в аудиториях корпоративных университетов. Цифровые технологии все больше проникают в образовательный процесс. По данным Mindtools for Business, в 2022 году, по сравнению с 2019-м, доля онлайн-обучения выросла с 23% до 41%, доля гибридного обучения осталась примерно такой же, а офлайн-обучения — упала с 53% до 34%.

Однако набор актуальных цифровых технологий с начала пандемии изменился. Сотрудникам и компаниям уже недостаточно привычных видеоконференций и видеоуроков. В 2020 году в десятке самых актуальных технологий для образования лидировали видеоконференции и совместные экраны (типа Skype или Google Hangouts), а в 2022-м они с первого места сместились на пятое. При этом выросла популярность мессенджеров, чатов и форумов, а также виртуальных классов — они занимают первое и второе места в топ-10 трендовых технологий. В тройку лидеров впервые ворвались открытые образовательные платформы, которые еще в 2020-м находились на последнем месте в топ-10.

В пандемию переход на цифровые технологии привел к буму электронного обучения. Но со временем сотрудники устали от этого формата. Сейчас им нужен более человечный дизайн учебных курсов, персональные программы, составленные на основе ИИ и данных об обязанностях работников, их опыте и предпочтениях в учебе, считает Дэвид Перринг, директор по исследованиям Fosway Group. И компании меняют подход к корпоративному обучению, стараются сделать его более удобным и привлекательным, в том числе более социальным, — так поступают 58% опрошенных SHRM работодателей.

Сотрудники предпочитают активные, коллаборативные формы обучения пассивным. По данным SHRM/TalentLMS, 64% работников хотят учиться с применением симуляций и примерно половина опрошенных — с помощью менторов, коучей и видео. Меньше всего сотрудникам нравятся учебные интернет-ресурсы (17%).

Исследования показали, что при активных формах обучения (дискуссии в группах, обсуждение практических заданий, немедленное применение знаний на практике) знания усваиваются намного лучше. Согласно концепции «пирамида Эдгара Дейла», минимальная усваиваемость знаний — при слушании лекций и чтении, а максимальная — при взаимном обучении (Peer-to-Peer Learning), которое предполагает обмен знаниями с коллегами. Его форматы разнообразны: «перевернутые классы», группы обучения действием (Action learning sets, ALS), взаимный коучинг и менторинг, практика и репетиции, дебаты, «учись за ланчем» и пр.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ

Микроуроки на месте

По оценкам BCG, большинство людей не могут вспомнить 75% информации, которую они узнали неделю назад, если не начинают сразу же использовать ее в работе. Они учатся лучше, когда обучение упаковано в небольшие форматы и включено в повседневную рабочую деятельность. По словам ведущего мирового HR-эксперта Джоша Берсина, у сотрудников нет времени на двухчасовые онлайн-курсы, поэтому работодатель должен предоставить им много ресурсов для микрообучения. Учеба на рабочем месте дешевле, чем в классах и учебных центрах, сотрудники получают те знания и навыки, которые нужны им для работы, материалы выбирает работодатель, а не провайдер обучения. Возможные форматы — тренинги по должностным инструкциям, менторинг, коучинг, временное включение в другие команды, должностная ротация, стажировка.

Однако работодатели пока не умеют эффективно организовывать учебу на рабочем месте. 57% сотрудников в 2022 году предпочитали такому формату занятия в учебных классах, центрах и корпоративных университетах.Но 22% из них учились бы на рабочих мес­тах, если бы процесс был организован эффективнее, чем сейчас (SHRM/TalentLMS).

Образование в потоке рабочих операций  требует от работодателей переосмысления традиционных методов обучения: доля традиционных комплексных программ снизится, но будет больше микрообучения, микронаставничества, тренингов на рабочих местах, прогнозирует Gartner. Мировой рынок микрообучения растет в среднем на 11,2% в год и в 2026-м достигнет $3,2 млрд, по прогнозам Future Market Insights (в 2022 году — $2,2 млрд). При микрообучении актуальные учебные задачи оперативно доводятся до учащихся в процессе работы, поэтому сотрудники вовлечены, лучше запоминают информацию и используют ее для повышения производительности труда.

Микрообучение фокусируется на двух принципах. Первый — интервальный эффект. Информация дается повторно интервалами на протяжении длительного времени. Второй — эффект тестирования. Учащиеся решают задачи, основанные на сценариях, и получают немедленную обратную связь.

Например, крупная ИТ-компания поделила каждый технический навык на мельчайшие составляющие — 146 тыс. элементарных навыков для 1200 технических навыков персонала, пишет HBR. Был реализован подход LearnOps: обучение встроено в операции, материалы по осваиваемым навыкам (блок кода или видео с тактикой ведения переговоров) интегрированы в рабочий процесс и доставляются, когда необходимо.

А интерактивная программа LearnNow от McKinsey позволяет выбирать навыки, которые сотрудники хотят освоить — от публичных выступлений до финансового учета, — используя как собственные, так и внешние источники вроде Coursera.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ

Трудности переподготовки

Набор навыков и качеств для каждой должности непостоянен. Часть навыков устаревает, и, чтобы идти в ногу со вре-
менем, сотрудникам нужно  осваивать новые технологии и культивировать в себе новые социально-психологические качества. По прогнозу LinkedIn Learning, к 2025 году для одной и той же позиции изменятся 40% необходимых навыков и компетенций. А по оценкам BCG, в течение 2–5 лет компаниям придется провести переподготовку 60% персонала. «Великая переквалификация» уже началась. По данным Qstream, 59% компаний собирались повышать квалификацию сотрудников во второй половине 2022 — первой половине 2023 года (в первой половине 2022-го таких было 36%), а 56% фирм собираются переобучать персонал (было 37%).

Но в 2022 году, по данным исследования LinkedIn Learning, программы повышения квалификации и переподготовки в 39% компаний находились на стартовом этапе. Еще 37% фирм только разрабатывают программы. Лишь 15% дошли до их реализации и 5% — до измерения и оценки результатов.

Программы повышения квалификации и переподготовки буксуют, потому что у компаний нет представления, чему именно нужно учить персонал. Только в 10% организаций есть база данных по навыкам с профилями для всех сотрудников. И стратегическая задача отдела обучения и развития персонала — построение модели развития навыков, говорится в отчете SHRM. По мнению аналитиков LinkedIn Learning, компаниям нужны свежие решения для привязки этой модели к карьерным траекториям сотрудников, внутренней мобильности и задаче удержания кадров.

Компания Seagate Technology установила 80-процентный порог совпадения навыков для внутренних карьерных горизонтальных переходов — на основе модели компетенций для всех категорий сотрудников, имеющейся в компании. Программу повышения квалификации здесь запустили, чтобы помочь персоналу довести коэффициент совпадения навыков с 80% до 100%.

 

Наставники и менторы

В 2022 году второе место по популярности среди форматов корпоративного обучения, предлагаемых работодателями, после электронного обучения занимал коучинг и менторинг — его предлагали 61% компаний, по данным Qstream. Учиться с помощью наставников и менторов нравится и сотрудникам — для них это второй по популярности инструмент, по данным SHRM и TalentLMS. Во многих ведущих компаниях участие руководителей высшего звена в коучинге — это обязательная часть учебного процесса (Leaders Teaching Leaders, LTL). Они разъясняют сотрудникам цели и задачи организации, делятся своим опытом, читают лекции и проводят мастер-классы, курируют образовательные проекты университетов и бизнес-школ. Концепция «лидеры учат лидеров» впервые была описана в 1997 году
в книге Ноэля Тичи «Двигатель лидерства». Благодаря внедрению цифровых технологий в пандемию стало возможным прямое общение сотрудников с руководителями компаний, и это подстегнуло популярность LTL.

Один из таких проектов — программа ReCoach международной аудиторско-консалтинговой компании Mazars28. Она представлена в 90 странах, численность сотрудников — 44 тыс. человек, партнеров — около 1200. ReCoach стартовала в мае 2020 года как ключевой элемент программы четырехлетних планов развития партнеров. Старшие партнеры Mazars, относящиеся к поколению Y, должны были подготовить «рекоучей» — молодых коллег из поколения Z, дабы те смогли стать авторитетными коучами для сотрудников своего поколения. В сжатые сроки корпоративный университет Mazars разработал программу на новой цифровой платформе, которая включала инструменты само­оценки и взаимной оценки. К концу 2020 года 85% партнеров Mazars приступили к реализации четырехлетних планов развития, 25% — прошли подготовку как «рекоучи». 83% партнеров заявили, что удовлетворены общением с «рекоучами».

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ

Платформы учебного опыта

Новые подходы к корпоративному обучению потребовали информационных систем нового типа. На смену традиционным системам управления обучением (Learning Management Systems, LMS) приходят платформы учебного опыта (Learning Experience Platforms, LXP). Учебный опыт — это все точки соприкосновения сотрудника с системой обучения в компании. Технологии резко расширили и разнообразили способы, которыми сотрудники взаимодействуют с педагогами (чаты, видеосвязь, онлайн-системы управления курсами, образовательные игры и т.п.). Анализ опыта сотрудника помогает выявить недостатки в образовательных решениях, сделать их более удобными и полезными. В результате расходы на обучение снижаются, а интерес сотруд­ников к учебе растет.

Глобальный рынок LXP к 2026-му достигнет $2,2 млрд, среднегодовые темпы роста в 2020–2026 годах составят 25,3%, по прогнозам Facts & Factors Marketing Research. Джош Берсин, который придумал термин «платформа учебного опыта», оценил емкость рынка более чем в $300 млн в 2019 году и прогнозировал ежегодные темпы роста более чем на 50%.

LXP — управляемая искусственным интеллектом платформа взаимного обучения, предоставляемая по модели «ПО как услуга» (SaaS). Это образовательное ПО предназначено для того, чтобы создавать персонализированный учебный процесс и помогать пользователям в открытии новых возможностей для обучения. LXP сочетает учебный контент из разных источников, рекомендует его с помощью ИИ и доставляет на веб-приложения. В платформу входит контент, генерируемый пользователями, чат-боты, рекомендательные сервисы на основе ИИ, мультимедиаматериалы, учебные игры и т.п.

Если в LMS последовательность курсов и пути обучения определяются администраторами платформы, то в LXP сотрудники могут устанавливать собственные цели и пути обучения. LMS ограничивает опыт учащихся определенным учебным планом, а LXP предоставляет открытую платформу для поиска, которая может вести сотрудников в любом выбранном ими направлении. Кроме того, LXP являются открытыми системами — они разрешают включение и совместное использование стороннего контента. Крупнейшие разработчики платформ LXP: Udemy Business, Cornerstone Learning, LinkedIn Learning, а также Coursera for Business (по версии G2 Grid for Learning Experience Platforms).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ

Комплексный проект

Успешные проекты трансформации корпоративного обучения всегда комплексны. Внедрение новых ИТ сопровождается переработкой и редизайном программ и пересмотром отношений с провайдерами контента. Например, в 2019 году руководство фармацевтической компании Novartis сделало фокус на корпоративном образовании, чтобы развить у персонала нужные навыки и удержать ценные кадры. Novartis внедрила платформу персонализированного обучения LXP, переработала имеющийся учебный контент и наполнила систему новым — от вебинаров до готовых курсов и обучающих плейлистов. Возглавил проект директор Novartis по образовательным системам и инновациям Тим Дикинсон.

К переменам компанию побудили неутешительные результаты опроса сотрудников. Оказалось, что 50% не знают о навыках, которые им необходимо развивать, а 43% не могут найти подходящие учебные курсы.

У Novartis была внушительная библиотека учебного контента, в которую вложили более $10 млн. Ее каталог состоял из 300 тыс. объектов. Компания провела обследование библиотеки и выяснила, что от нее мало толку: две трети контента используется мало, 94% материалов изучались до конца менее 50 раз, а 53% курсов не имели описания, без которого система LMS не могла порекомендовать его сотрудникам для изучения.

Команда Тима Дикинсона изменила подход к отношениям с поставщиками образовательного контента. Прежде компания использовала показатели числа активных уникальных пользователей за период, предложенные поставщиками. Но эти цифры не отражали реальную картину (данные включали уволившихся и тех, кто открывал курс один раз за год). И компания ввела свою метрику — число сотрудников, регулярно использующих курс данного вендора и заканчивающих его.

Novartis приобрела интеллектуальную платформу Filtered, которая подготовила метаданные для всех курсов. Теперь компания не принимает решения о закупке нового контента, пока не убедится, что в ее портфеле нет аналогичного контента. Сейчас 13% в портфеле LXP составляет пользовательский контент — потому что у внутренних экспертов для его создания появились инструменты, для применения которых не требовалось участие отдела обучения и развития персонала.

 

 

Полные версии вы можете приобрести в Издательском доме НИУ ВШЭ

Присоединяйтесь к новому телеграм-каналу ВШБ