Центр управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

В Высшей школе бизнеса состоялось совместное мероприятие ESG-центра Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и фонда «Навстречу переменам» «ESG и социальное предпринимательство: точки роста»

В Высшей школе бизнеса состоялось совместное мероприятие ESG-центра Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и фонда «Навстречу переменам» «ESG и социальное предпринимательство: точки роста»

4 июня в Высшей школе бизнеса состоялось совместное мероприятие ESG-центра Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и фонда «Навстречу переменам»: «ESG и социальное предпринимательство: точки роста».

 

В первой части мероприятия спикеры панельной дискуссии обсудили, может ли социальное предприятие быть привлекательным для крупного бизнеса в рамках ESG-повестки, а также то, как именно социальным предпринимателям выстроить долгосрочное сотрудничество с крупными компаниями.

 

Запрос крупного бизнеса на вовлечение в социальную повестку может идти как извне, от государства, так и изнутри самой компании в рамках её ESG-стратегии. Так, руководитель проектов в области устойчивого развития компании Т Плюс, Егор Сапожников, подчеркнул, что сейчас государство дает достаточно четкий сигнал крупному бизнесу о необходимости вовлечения в социальную повестку, что делает взаимодействие с малым бизнесом и социальными предприятиями ещё более востребованным среди крупных компаний.

 

В то же время есть большое количество потенциальных путей того, как социальные предприятия могут принести ценность крупному бизнесу. Например, как отмечает Анна Веселова, директор Центра управления устойчивым развитием компаний Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, это особенно актуально для градообразующих предприятий, которые на фоне острой нехватки персонала могут использовать обширную экспертизу НКО и социальных предпринимателей для создания комфортной среды в городах присутствия. Более того, социальные предприятия часто работают точечно с определенной проблемой, и в любой крупной компания найдутся сотрудники, для которых эта проблема актуальна, а значит, любая крупная компания может извлечь пользу от адаптации социальных инноваций под свои нужды.

 

Анна Гусейнова, руководитель социальных проектов направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка», выделила особую роль посредника между местным сообществом и крупной компанией, которую играют социальные предприятия в ESG-стратегии крупного бизнеса. Анна отмечает: «Мы не можем направлять социальные инвестиции без участия сообщества. Зачастую, когда мы не проводим достаточно глубокого предпроектного исследования, такие инвестиции могут стать в лучшем случае бесполезными, а в худшем- нанести вред. Чтобы этого не произошло, мы ищем сильных партнеров среди некоммерческих организаций, среди социальных предпринимателей, которые хорошо понимают полевые проблемы».

 

Несмотря на потенциальную ценность социальных проектов для всех участников, выстроить сотрудничество таких разных организаций как крупный бизнес и малый бизнес с социальной компонентой может быть непросто. Анна Чечик, директор, московской школы профессиональной филантропии, отметила, что социальным предпринимателям, которые стремятся к сотрудничеству с крупным бизнесом, необходимо, прежде-всего, научиться говорить на языке бизнеса. В этом им поможет исследовательская компонента: она обеспечивает не только более глубокое понимание благополучателей, но и позволяет социальным предприятиям продемонстрировать крупному партнеру доказательную базу эффективности своего проекта. Анна также подчеркнула, что системные социальные проекты, которые учитывают специфику деятельности своего партнёра из крупного бизнеса (например, распределение продуктов пищевого ритейла с истекающим сроком годности), способны принести большую ценность для всех участников, нежели проекты, которые обращаются к бизнесу исключительно как к инвестору.

 

Яркими примерами того, какую именно пользу социальные предприятия могут принести крупному бизнесу стали социальные предприниматели из фонда «Навстречу переменам».

 

Вероника Винокурова представила свой проект "Пункт Б", который является экосистемой по профориентации, включающей как профессиональные услуги в выборе профессии, так и обучение профориентации и франшизу. Компания Вероники активно сотрудничает с крупным бизнесом, проводя тренинги для HR- специалистов, организуя выездные программы «Дни карьеры», а также программы для детей сотрудников крупных компаний.

 

Игорь Ананьев представил социальное предприятие "Особая сборка", созданное специально для трудоустройства в сфере ручной сборки людей с интеллектуальными особенностями развития. Компания Игоря успешно выполняет для корпоративных клиентов такие функции, как фулфилмент, сборка простых изделий, упаковка, сборка мерчандайзинга и подарков; при этом поддерживая конкурентную ценовую политику.

 

Наталья Малько представила бренд функциональной адаптивной одежды для детей «Be easy kid», который помогает детям, включая детей с особенностями физического и ментального развития, не зависеть от помощи окружающих при одевании. Наталья также отметила, что в России нет ни одного крупного бренда, производящего адаптивную одежду, что является потенциальной точкой роста и сотрудничества с социальными предприятиями для ритейла в сфере моды.

 

Резюмируя ценность мероприятия для Высшей школы бизнеса, Анна Веселова, директор Центра управления устойчивым развитием компаний ВШБ, отметила: «В прошлом году мы провели масштабное исследование, посвященное тому, как малый и средний бизнес может реализовывать повестку устойчивого развития. Погрузившись в эту тему, мы поняли, что в сфере партнерства малого и крупного бизнеса в реализации повестки есть большой потенциал, имеющий как практическую ценность, так и ценность для нас как для исследователей».