Программы MBA в новой экономической реальности: вызовы и возможности
В условиях быстро меняющегося мира и высокой степени неопределенности качественное бизнес-образование остается необходимым условием для успешного управления компаниями и достижения лидерских позиций в бизнесе. PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов расспросил директора центра, академического руководителя программы MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимира Копцева о том, какие изменения сейчас происходят в программах МВА и EMBA в связи с динамичной ситуацией на рынке.
Как изменились программы МВА и EMBA в текущих реалиях?
Основное, что происходит сегодня в бизнесе — скорость изменений. С появлением новых технологий динамика резко возросла по всем направлениям. Растет конкуренция, растет эффектность тех предпринимателей, кто умеет эффективно действовать в условиях неопределенности, способен внедрять инновации, готов трансформировать бизнес на основе управления данными и всеобъемлющей цифровизации.
Поэтому успешно развиваются на рынке те программы MBA, которые адаптируют контент и усиливают программы под эти новые вызовы при сохранении высочайших стандартов в фундаментальной части обучения: развитие управленческих и лидерских компетенций.
Появились ли новые направления подготовки?
Да, они связаны со скоростью изменений и высокой степенью неопределенности, в которых действуют сегодня корпорации и предприниматели. Могу сказать, что фундаментальная часть качественных программ MBA, отвечающих самым высоким международным стандартам, насыщается новыми направлениями обучения. Внедрение предпринимательского мышления в условиях, когда все больше компаний занимаются внутрифирменным предпринимательством. Новые стратегии инвестиций — в высокие технологии и инновационные разработки и их внедрением в бизнес. Принятие решений на основе сбора и анализа данных. Эти образовательные направления важны как для крупных корпораций, так и для стартапов. Их цель — дать слушателям новое понимание экономической реальности, разобраться с уровнем неопределенности и научиться принимать решения, способствующие увеличению маржинальности бизнеса и улучшению финансовых показателей в целом.
В условиях тотальной цифровизации всех сфер социально-экономической деятельности, сбор и анализ данных, умение их структурировать и принимать стратегические управленческие решения — это существенный новый акцент в программах MBA. Если мы говорим о программах высокого качества от образовательных учреждений соответствующей репутации.
Рынок MBA в % от рынка бизнес-образования. В последние годы он вырос или сократился?
Я могу говорить, конечно, не столько о рынке в целом, сколько о программе MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Мы растем из года в год, несмотря на пандемию и известные геополитические события. Цифры роста у нас двузначные в 2024 году по сравнению с 2023 годом — более 50%. И я вижу, что спрос будет расти и дальше. Почему? Качественное комплексное бизнес-образование всегда требовалось руководителям и предпринимателям. А сегодня огромное число управленцев и основателей достигло того уровня, когда необходимо сделать следующий шаг в карьере или выводить свое дело на новый уровень, масштабировать то, что построено за последние 7-10-15 лет. И вот здесь возникает потребность в комплексном образовании, в стратегическом обновлении багажа своих знаний и навыков. Реализовать эти потребности можно на наиболее качественных MBA программах.
Какие критерии определяют качество программы?
Высокие позиции бизнес-школы или университета в глобальных рейтингах бизнес -образования является хорошим подтверждением того, что программа MBA соответствует самым высоким международным стандартам. Даже сейчас, когда сертификация по понятным причинам приостановлена.
И еще: надо понимать, что руководству и профессорско-преподавательскому составу важно быть погруженным в международную систему бизнес-образования, в дискуссии, которые идут сегодня в зарубежных журналах о том, что сами эти стандарты MBA-образования меняются в сторону поиска ответов на запросы рынка. Это позволит адаптировать к российским реалиям лучшие зарубежные бизнес-модели и не только западные, развить экосистему партнерств, насыщая образовательные модули новым контентом, который нужен слушателям сегодня для принятия эффективных решений в условиях неопределенности. Эта адаптация уже видна сегодня в нашей программе.
Как изменилась стоимость обучения в последние годы?
Те программы MBA, которые имеют высокую репутацию на рынке, которые создают добавочную стоимость своим слушателям — их стоимость растет. Все решает репутация, бренд образовательного учреждения. Лишь несколько лидеров в нашей сфере могут одновременно с повышением стоимости получить рост числа слушателей своих программ.
Каков спрос на программы MBA и EMBA в России? Кому они нужны и каковы, на Ваш взгляд, результаты применения знаний в управлении российскими предприятиями?
К нам стабильно приходят два сегмента аудитории: управленцы и владельцы бизнеса. Зачем им нужен диплом MBA? Есть потребность в знаниях, которые повлияют на их управленческие решения. Сейчас количество вызовов и скорость изменений внешней среды резко возросла. Для того, чтобы стратегии бизнеса и личные лидерские навыки соответствовали скорости изменений и степени неопределенности — необходимо комплексное бизнес-образование. И нужна лидерская среда общения с «себе подобными». Запрос на пополнение своего багажа знаний и прокачку новыми навыками — это первая группа причин, почему идут на программу MBA. И вторая — рост в карьере. Мы проводим опросы выпускников, значительный % выпускников программы MBA быстро растет в карьере и в доходе после получения диплома. На рынке уже есть сформировавшийся тренд: чтобы вырасти в карьере в крупной корпорации, диплом MBA становится своеобразным must have критерием, чтобы заявлять о своих амбициях.
Впечатляют результаты успешных выпускников, тех, кто пришел с внутренней потребностью не просто получить престижную «корочку», а пройти качественное образование и развить навыки руководителей. Выпускники делятся с нами отдельными кейсами: кто-то применил более точный инвестиционный анализ, инструменты которого подробно разбирали на MBA и смог принять обоснованное решение о реализации своих инвестиций. Другие рассказывают об изменении стратегии своего бизнеса и запуске новых продуктов в контексте тех образовательных модулей по стратегии и маркетингу, которые они прошли у нас на программе.
Иногда можно услышать мнение, что стандарты MBA и EMBA плохо применимы к ведению бизнеса с партнерами из «дружественных стран»?
Ровно наоборот: стандарты MBA применимы для ведения бизнеса с любыми странами. Неважно, западная это бизнес-школа, китайская или российская. Если есть определенные стандарты качества в обучении и обоснованный набор ключевых дисциплин, то управленцы начинают говорить на одном языке, применяя правильный подход к принятию решений и к тому, чтобы договариваться. Конечно, есть отличия в некоторой кросс-культурной коммуникации, в потребительских привычках, каких-то моделях маркетинга на Б2С рынке, учитывающих национальный менталитет. Необходимо знать нюансы в ведении переговоров или, например, в найме местной управленческой местной команды в контексте разного кросс-культурного опыта и традиций.
Но в фундаментальном основании стандарты ведения бизнеса везде одинаковы. И набор ключевых дисциплин и предметов в школах-лидерах бизнес-образования сопоставим в лидирующих бизнес-школах по всему миру.
Ценность качественного MBA образования в лидерских школах в том и состоит, что оно создает единую среду понимания и позволяет говорить на одном языке глобальному сообществу управленцев и предпринимателей.