Программирование без программистов

Платформы low-code и no-code позволяют компаниям сэкономить время и деньги на создание ИТ-продуктов.

Программирование без программистов

Shutterstock.com/Yavdat

Быстрота и низкая стоимость цифровых решений позволяют компаниям эффективнее конкурировать на рынке и добиваться значительных результатов. Сейчас многие задачи, которые раньше ставились профессиональным разработчикам, могут решить специалисты другого профиля без потерь в качестве и сроках решения. Как следует из результатов опроса Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, внедрять решения low-code и no-code планируют 39% респондентов, а у 25% уже есть подобный сервис.

Разработка любого ПО — крайне затратный процесс, поскольку требует участия значительного числа дорогостоящих ИТспециалистов. Однако платформы low-code и no-code разработки позволяют создать полноценное ИТ-решение меньшим количеством сотрудников, причем к их квалификации предъявляются более мягкие требования. Помимо снижения затрат на персонал есть еще одно важное преимущество — возможность быстро выводить на рынок как MVP разрабатываемого продукта, так и полноценный сервис, который будет генерировать потоки выручки уже на ранних этапах. При этом развивать и дорабатывать его можно и в рамках low-code / no-code, и «традиционными» методами и средствами.

 

Что такое low-code и no-code решения

Платформы low-code и no-code появились в 2000-х годах в ответ на растущий спрос на быстрое внедрение специализированных пользовательских бизнес-приложений. Low-code / no-code — это подход, при котором цифровые продукты разрабатываются с помощью конструкторов, состоящих из готовых функциональных компонентов. Их достаточно просто соединять друг с другом на экране курсором компьютера и в результате создавать как мобильные приложения, десктоп-сервисы, так и чат-боты, базы данных. Компоненты конструкторов могут состоять из частей графических интерфейсов и бэкенд-логики, как это реализовано в Bubble.io, Appmaster, Adalo.io и Airtable. Кроме того, есть класс low-code конструкторов, в которые входит пользовательский интерфейс или компоненты внутренних бизнес-процессов предприятия.

Gartner включает в этот подход сразу несколько классов инструментов:

  • платформы, позволяющие при разработке визуально и функционально трансформировать сайт в приложение (low-code application platforms), или нативные приложения в рамках как прототипирования, так и полноценного бизнес-решения;
  • платформы автоматизации бизнес-процессов на основе low-code компонентов (business process automation);
  • инструменты роботизированной автоматизации процессов (robotic process automation);
  • платформы-интеграторы (integrationplatform as a service).

Согласно Gartner, мировой рынок low-code и no-code в 2023 году оценивается в $27 млрд с доминирующей долей low-code application platform ($10 млрд). Тем временем объем рынка в России в 2022 году составлял 8 млрд руб., и, по прогнозам, к 2028 году он вырастет до 30 млрд руб.

В чем разница между low-code и no-code? По мнению основателя студии скоростной разработки Shontech.ru Дениса Шонова, no-code — это подкласс low-code технологии, различие заключается в степени применения классического кода при разработке. Там, где необходимо использовать код и развертывать среду разработки с применением конструктора, речь идет о low-code. No-code подразумевает создание бизнес-решений исключительно на основе компонентов конструктора.

 

Решения на российском рынке

Журнал SD Times назвал 2021-й годом low-code, так как считает, что не нужно быть экспертом в языках программирования, чтобы создавать собственные приложения для нужд компании. Согласно исследованию, проведенному Frevvo, low-code ускоряет цифровую трансформацию на 69% и на 40% уменьшает зависимость от высоких технических навыков. Low-code и no-code позволяют снизить стоимость тестирования гипотез и, соответственно, быстрее получить экономическую отдачу. Это особенно важно потому, что при построении моделей в процессе обработки данных аналитики вынуждены перебирать огромное количество гипотез, 90% которых оказываются нежизнеспособными. По информации Appian, компании предпочитают low-code из-за нескольких факторов: гибкости (83%), скорости (63%) и простоты автоматизации (67%).

Многие российские компании с 2022 года вынуждены либо разрабатывать свои продукты, либо перестраивать бизнес-процессы под коробочные решения отечественных производителей, что зачастую обходится дороже собственной разработки. Однако нужно очень аккуратно определять направления деятельности компании, где low-code и no-code решения помогут оперативно заместить продукты в том числе ушедших с рынка компаний (системы обработки отчетов, аналитика и др.). Необходимость технологического импортозамещения и уход западных вендоров low-code (например, американского RPA-вендора Uipath или немецкой BPA SAP) повышают значение собственных российских разработок в этой отрасли. Ниже приведены примеры таких решений.

1. Роботизированная процессная обработка (RPA). «Робин», Primo RPA, PIX, Roomy — отечественные аналоги в этом сегменте. «Робин» примечателен тем, что его используют в РЖД, к тому же у этого продукта недавно появился облачный формат решения с подготовленными шаблонами работы, что упрощает интеграцию технологии для сегмента малого и среднего бизнеса. PIX, в свою очередь, запустил решения с такими компаниями, как «Открытие», «Лукойл», «Ингосстрах». А производитель платформы Roomy работает над запуском функционала, позволяющего создавать программных роботов на рабочих местах самим пользователям. «Наша миссия, — говорит генеральный директор компании Roomy Bots Светлана Архипкина, — это максимальное упрощение процесса роботизации на рабочих местах. Чем проще и быстрее создается робот, тем эффективнее его использование, а это возможно только с применением low-code технологий. Мы реализуем концепцию Citizen Automation на российской платформе роботизации — суть этой уже давно популярной на Западе концепции в том, что формируется новый класс пользователей Citizen Developers, которые без навыков программирования способны реализовывать различные задачи автоматизации и роботизации на рабочих местах». По мнению Светланы Архипкиной, это позволяет снизить риски реализации задач через ИТ-службы, уменьшить скорость и стоимость внедрения, повысить эффективность программного робота и распространить технологии внутри компании с огромной скоростью.

2. Платформы с низкими требованиями к программированию (low-code application platforms). К данному классу относятся решения, которые позволяют оперативно создавать цифровые продукты со сложными интерфейсами. Их главная задача — разработка пилотов ИТ-продуктов высокой степени готовности. Специфика сегмента заключается в малом количестве отечественных вендоров. Directual и Сreatium — фактически единственные такие решения, имеющие серверы в России. При этом в Сreatium реализация компонентов внутрикорпоративной логики находится на этапе отладки, поскольку этот функционал появился только в I квартале 2023 года.

Сейчас у пользователей ряда рыночных приложений, таких как Bubble.io или Appmaster, возникают проблемы с оплатой через страны, подпавшие под санкции Запада. Например, в случае Bubble.io и Appmaster оплачивать аккаунт с российских карт нельзя, но при этом пользоваться решением в РФ можно. Appmaster позволяет даже выгрузить из его облака программный код с дальнейшим развертыванием на Intelили ARM-архитектуре. Другие решения, такие как Bubble.io, Adalo, Microsoft Power Apps, Make, Airtable, не позволяют выгружать программный код.

3. Интеграционные платформы (integration platforms). В данном классе стоит выделить Albato — российскую компанию, конкурирующую с западными сервисами Make (бывший Integromat) и Zapier. Также есть решения с открытым исходным кодом, которые позволяют компании проводить установку на своих облачных серверах. Пример такого типа решений — N9N.io.

4. Управление бизнес-процессами (business process management). 1C, «Битрикс24», Naumen, Polycode, ELMA — компании, представившие зрелые решения и оперативно занявшие долю рынка после ухода IBM, Oracle, Terrasoft, SAP.

Источник: www.fortunebusinessinsights.com/digital-twin-market-106246

Другие сферы применения

Использование готовых модулей конструктора, низкий порог входа, простота развертывания рабочих контуров позволяют легко реализовывать low-code решения. Они все чаще применяются в промышленных системах, связанных с управлением производством, — специалист без знаний в области программирования может подготовить программу работы промышленной линии (например, системы FANUC и HAAS G-CODE). Это направление активно развивается на российском рынке. «В ИТ-ландшафте практически любой компании есть огромное число бизнес-функций, для которых единственным инструментом автоматизации является Excel. К таким функциям в первую очередь относятся прогнозирование, планирование, мониторинг и сценарный анализ. Они должны постоянно подстраиваться под конкретные запросы пользователей. Ни собственная разработка, ни коробочные решения не могут обеспечить соответствие подобным требованиям. Low-code и no-code платформы дают возможность непрерывно развивать промышленные ИТ-решения в соответствии с потребностями пользователей. Именно так, как это происходит с моделями Excel. И так же, как и в Excel, автором изменений может выступать сам специалист, не прибегая к помощи профессиональных ИТ-разработчиков. На наш взгляд, именно в этой области сосредоточен ключевой потенциал low-code и no-code решений», — говорит Павел Шингарев, генеральный директор компании Knowledge Space.

Проблема со специалистами, которые умеют работать с платформами low-code / no-code, может быть решена за счет внешних исполнителей, например ИТ-студий, ориентированных на интеграцию определенного low-code инструмента, или через обучение сотрудников компании-заказчика.

Денис Шонов приводит пример, иллюстрирующий эффективность low-code подхода: «При оценке разработки агрегатора спортивных соревнований закладывался бюджет в 3 млн руб. с командой из трех профессиональных разработчиков. Использование решения Bubble.io позволило сократить смету реализации проекта с тем же техническим заданием до 600 тыс. руб., а срок релиза — вдвое». Уменьшение затрат происходит потому, что в процессе разработки задействуется меньше человеческих ресурсов, чем при классическом подходе. Например, вместо команды из бэкенд-, фронтенд-, devops-специалистов достаточно привлечь одного компетентного разработчика, проектного менеджера, который также будет совмещать роль QA-специалиста на проекте.

Сильная сторона low-code — простота интеграций. Благодаря программным интерфейсам (API) low-code решения позволяют эффективно объединять различные системы, автоматизировать бизнес-процессы и улучшать взаимодействие между отделами, что способствует повышению производительности и сокращению издержек. Так, в компании Schneider Electric уменьшение человеко-часов позволило достичь ROI от разрабатываемых внутренних приложений 253%.

Наконец, low-code подход позволяет бизнесу быстро прототипировать и тестировать идеи. Компании могут за короткий срок оценить потенциал новых продуктов или функциональности, прежде чем инвестировать значительные ресурсы в полноценную разработку.

У российских low-code вендоров есть важное конкурентное преимущество перед иностранными игроками — готовность адаптироваться под частные запросы заказчиков. Кроме того, клиенты западных компаний, особенно американских, не могут быть уверены в том, что разглашение деталей бизнес-решения в процессе общения с технической поддержкой не повлечет за собой блокировку лицензии на использование конструктора.

 

Возможности и препятствия

Одна из серьезных преград для развития рынка low-code и no-code — неготовность традиционной ИТ-индустрии к внедрению этих решений в свои ключевые бизнес-процессы. Из-за рисков, связанных с низким качеством предлагаемых продуктов, использованием сторонних платформ и потерей контроля над конфиденциальной информацией, многие компании предпочитают инвестировать в собственные программные продукты.

Однако крупные компании, такие как «Газпром нефть», «Сибур» и «РенессансСтрахование», последние несколько лет стали активнее внедрять решения, связанные с low-code и no-code. Развивают их и крупные ИТ-компании — например, VK и «Яндекс», которые сфокусированы на своих облачных сервисах, где интеграция с low-code и no-code позволяет расширить линейку продуктов, а также лучше подстраиваться под задачи пользователей. Примечателен опыт внутреннего решения «Яндекса Divkit» — платформы для серверных решений с открытым кодом. С помощью заготовленных компонентов можно оперативно создавать пользовательскую часть приложений, что уже было реализовано в «Яндекс-браузере», «Музыке», «Алисе» и «Дзене». Кроме того, у сервиса есть плагин, который может производить из заготовленных компонентов в дизайн-редакторе готовые для имплементации блоки кода.

Рынок решений low-code и no-code достаточно молод, но желание полностью или хотя бы частично отказаться от программистов есть у большинства компаний. Все это приводит к активному развитию рынка и появлению новых игроков, что в перспективе 2–3 лет должно привести к изменению ландшафта ИТ-решений в России.

Присоединяйтесь к новому телеграм-каналу ВШБ