• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Как организовывать "цифровой" учет предметов: опыт Пушкинского музея

Определенов В. В., Бузина Ю. В.

Справочник руководителя учреждения культуры. 2019. № 9. С. 1-6.

Глава в книге
Сайт музея. Чек-лист, который позволит оценить существующий сайт или спланировать работу над новым

Определенов В. В., Бузина Ю. В.

В кн.: Цифровое пространство музея. Сборник статей о цифровом опыте посетителя в современном музее. Политехнический музей, 2019.

Управление цифровой трансформацией в сфере культуры

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целью дисциплины является обеспечение студентов научно-теоретической и методологической базой в области применения ИТ в сфере культуры для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в работе и создания устойчивой тенденции включения учреждений культуры и профильных организаций в решение широкого спектра социальных и экономических проблем. По результатам освоения дисциплины студенты смогут анализировать ИТ-инфраструктуру в крупных учреждениях культуры, решать практические кейсы в медиа-информационном пространстве, анализировать стандарты и форматы в области оцифровки, анализировать подходы в применении дополненной, виртуальной, смешанной реальности в сфере культуры, анализировать конкретные бизнес-процессы в сфере культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является обеспечение студентов научно-теоретической и методологической базой для понимания процессов и методики цифровой трансформации процессов, организаций и целых отраслей экономки на примере практических кейсов в сфере культуры. Долгосрочная цель дисциплины – подготовка специалистов для создания устойчивой тенденции включения учреждений культуры и профильных организаций в решение широкого спектра социальных и экономических проблем, на основе современных методологий управления и цифровых инструментов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует способность к анализу процессов и состояния организации на предмет готовности к цифровому развитию
  • Демонстрирует способность к выбору ИТ-решений для конкретных бизнес-задач
  • Демонстрирует способность к управлению и принятию решений по созданию и использованию цифровых инструментов для основной деятельности организации
  • Демонстрирует способность к созданию инновационных решений и продуктов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Цифровая трансформация: определения, методики, кейсы. Комплексный подход к информационным технологиям в сфере культуры.
    Общие понятия о цифровой трансформации бизнеса. Роль ИТ в сфере культуры. Бизнес-цели и приоритетные цели использования ИТ в сфере культуры. Примеры использования ИТ в сфере культуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
  • Тема 3. Особенности управления ИТ и медиа-проектами в музейно-выставочной и библиотечной деятельности.
    Термины и определения по теме. Медиа-информационная грамотность. Критерии медиа-информационной грамотности. Медиа-информационное пространство: новые теории и смыслы. Медиа-информационная грамотность: стратегии и технологии. Медиа-информационная грамотность в условиях трансформации медиа среды.
  • Тема 2. Особенности построения ИТ-инфраструктуры в крупных учреждениях культуры.
    Понятие «ИТ-инфраструктуры». Составляющие «ИТ-инфраструктуры». Типы ИТ-инфраструктуры в учреждениях культуры. Особенности использования ИТ в крупных учреждениях культуры. Особенности проектирования ИТ-инфраструктуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
  • Тема 15. Потенциал применения перспективных сквозных технологий.
    Термины и определения по теме. Обзор мировых практик деятельности в данной области. Стандарты, регламентирующие работу в данной области.
  • Тема 4. Технологии и бизнес-процессы оцифровки материального и нематериального культурного наследия.
    Типы оцифровки предметов учреждения культуры. Категории предметов для оцифровки в учреждении культуры. Стандарты и форматы в области оцифровки. Типы оборудования, используемого при оцифровке предметов в учреждениях культуры. Системы хранения данных: медиа-архивы.
  • Тема 14. Комплексные системы безопасности в учреждениях культуры.
    Термины и определения по теме. Безопасность и охрана музеев. Нормативно-правовое регулирование безопасности музейных коллекций. Факторы угроз и способы их разрешений. Роль человеческого фактора в системе безопасности музея. Музеи и право интеллектуальной собственности. Обеспечение безопасности предметов Музейного фонда РФ. Системы физической и технической защиты музея. Подсистемы охранно-тревожной сигнализации. Пожарная система. Подсистема управления контроля доступа. Подсистема видеонаблюдения и подсистема охранного освещения. Информационная безопасность. Организация контрольно-пропускного режима. Организационно-экономический механизм.
  • Тема 5. Автоматизация бизнес-процессов в научной и учетно-фондовой работе учреждения культуры.
    Термины и определения по теме. Задачи автоматизации в области учетно-фондовой и научной работе с музейными предметами и коллекциями. Классификация систем автоматизации. Функционал систем автоматизации. Состав модулей систем автоматизации. Уровни доступа систем автоматизации. Примеры использования систем автоматизации в музейной деятельности.
  • Тема 7. Модели использования технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальности в учреждении культуры.
    Понятия «дополненная реальность», «виртуальная реальность», «смешанная реальность»: определения, различия и сходства. Технологии создания продуктов с элементами дополненной, виртуальной, смешанной реальности. Различные подходы в применении дополненной, виртуальной, смешанной реальности в сфере культуры. Примеры культурных учреждений, использующих в работе дополненную, виртуальную и смешанную реальность. Перспективы использования дополненной, виртуальной и смешанной реальности в сфере культуры.
  • Тема 6. Цифровые двойники.
    BIM и использование технологий 3D-моделирования в научной и просветительской работе учреждения культуры. Термины и определения по теме. Обзор технологий и программных продуктов для работы с 3D. Анализ применения 3D технологий в сфере культуры. Разбор практических кейсов.
  • Тема 8. Что такое «виртуальный музей»? Определение «виртуального музея».
    Примеры «виртуальных музеев». Этапы создания «виртуального музея». Технологии создания «виртуального музея». Особенности панорамной съемки «виртуальных музеев». Перспективы развития «виртуальных музеев». «Виртуальные музеи»: от панорам к виртуальной реальности.
  • Тема 9. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с предоставлением услуг и продуктов в сфере культуры.
    Структура продуктов, предоставляемых учреждениями культуры. Виды услуг, предоставляемых учреждениями культуры. Категории посетителей учреждений культуры. Билетные системы. Технические средства билетных систем. Программные средства билетных систем. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
  • Тема 10. Особенности электронной коммерции в сфере культуры.
    Категории услуг и товаров, предоставляемых через Интернет в учреждениях культуры. Особенности работы интернет-магазина учреждения культуры. Особенности билетной онлайн-продажи учреждения культуры. Особенности продажи изображений учреждения культуры. Опыт внедрения электронной коммерции в учреждении культуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
  • Тема 11. Цифровой маркетинг.
    Политика медиа-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея. Термины и определения по теме. Классификация информационных ресурсов крупного музея. Нормативная база. Подготовка проекта. Подготовка к разработке и наполнению сайта. Поддержка и продвижение сайта. Развитие цифровых сервисов на базе основного сайта. СММ-продвижение крупного музея.
  • Тема 12. Актуализация культурного наследия средствами ИТ.
    Понятие «актуализация культурного наследия». Средства и методы актуализации культурного наследия. ИТ как инструмент межкультурной коммуникации. Разбор практических кейсов.
  • Раздел 13. Особенности выбора и использования интерактивного и аудиовизуального оборудования для экспозиционно-выставочной работы учреждений.
    Термины и определения по теме. Формирование единой системы хранения и управления информационными и мультимедийными ресурсами музея. Принятие решения о минимально необходимом наборе оборудования, предварительное тестирование и оценка, источники финансирования. Этапы проектирования экспозиций с элементами интерактивных и мультимедийных систем. Критерии выбора технических и контентных решений. Принятие решений о необходимости использования мультимедийных и аудиовизуальных средств на конкретной выставке или экспозиции. Контроль за поставкой и производством монтажных и пуско-наладочных работ. Оценка эффективности и оправданности использования. Дальнейшее использование оборудования и контента, фиксация и оценка результатов деятельности по данному направлению.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен представляет из себя защиту итогового проекта. Команда презентует проект совместно, должен выступить обязательно каждый участник. Формула итоговой оценки: 0,4 (активность на семинарских занятиях) + 0,4 (оценка проекта команды преподавателем и экспертами) + 0,2 (оценка проекта команды другими учащимися). Оценка результатов защиты проекта производится путем заполнения онлайн-формы каждым участником и преподавателем, и, возможно, приглашенными экспертами, сразу после презентации, за исключением выступающих. Формы имеют четкие критерии оценки, которые будут озвучены в постановке задачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Мардеян Н.А., Гассиева З.П., и др. - Цифровая трансформация российского бизнеса - Русайнс - 2019 - 455с. - ISBN: 978-5-4365-3798-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933886

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сологубова Г. С. - СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 147с. - ISBN: 978-5-534-11335-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sostavlyayuschie-cifrovoy-transformacii-445006