В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
1. В рамках научно-исследовательской семинара "Практика научно-исследовательской деятельности» слушатели закрепляют навыки аналитической, экспертной и исследовательской работы, что является базовым требованием подготовки преподавателей- исследователей. Главными этапами курса являются подготовка обоснования темы диссертационного исследования ; подготовка развернутого плана исследования; подготовка историографического обзора; подготовка источниковедческого обзора.
Цель освоения дисциплины
Целью освоения программы научно-исследовательского семинара «Практика научно-исследовательскую деятельности» " являются подготовка к научному исследованию, проведению научных исследований в составе творческого коллектива, написанию научных работ, защите диссертации.
Планируемые результаты обучения
Обладает навыками соблюдения методологической корректности (согласованность методологического базиса) исследования; умеет выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках программы). Умеет оформлять результаты исследований.
Владеет знанием специфики фундаментальных и прикладных исследований. Умеет отличать эмпирические (первичные) источников и историографические источники. Знает принципы научного цитирования.
Владеет знанием теории. Умеет организовывать и обосновывать теоретическую платформу исследования. Умеет теоретически обосновывать текст, выдерживать логику текста, осуществлять выбор элементов анализа.
Выявляет свою исследовательскую нишу, очерчивает базовые позиции, относящиеся к исследовательскому вопросу, определяет академический контекст.
Умеет аргументировать актуальность исследования, корректно формулировать ключевой исследовательский вопрос, объясняет структуру работы: как разбить главный исследовательский вопрос на более мелкие.
Содержание учебной дисциплины
Научный текст как форма презентации научного знания
Обоснование темы исследования. Структура исследования.
Методы исследования. Подготовка развернутого плана исследования.
Обоснование выбора теории. Гипотеза
Элементы контроля
Активность на занятиях
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
2023/2024 учебный год II семестр
0.5 * Активность на занятиях + 0.5 * Активность на занятиях + 0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
2024/2025 учебный год II семестр
0.5 * Активность на занятиях + 0.5 * Активность на занятиях + 0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Алексеева, Т. (2010). Политическая Теория Как «Практичное» Знание (Usable Knowledge).
Антанович, Н. А. (2011). Теории среднего уровня и закономерности политической сферы.
ДУДНИКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. (2013). Рационалистическая И Герменевтическая Компонента Освоения Информации Через Социально-Гуманитарный Аспект.
ИВАНОВ А.П. (2016). Диссертации как историографический феномен. Инновационная Наука, 10–3.
Курлов, А. (2012). Базовые Стратагемы Управления Знаниями В Процессе Научного Исследования. ВЕСТНИК УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 16(6 (51)).
СИДОРЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. (2014). Гипотеза Как Форма Научного Познания.
Халин, С. (2014). Научное Исследование Основная Структурная Единица Познания Как Человеческой Деятельности: (На Примере Места И Роли Описания И Объяснения В Научном Познании).
Ярцев, Р. (2013). Научное Исследование: От Личностной Максимы К Универсальному Методу.
Рекомендуемая дополнительная литература
Bacchi, S., Tan, Y., Chim, I., Dabarno, M., Lubarsky, S., & Duggan, P. (n.d.). Script concordance test examinations: Student perception and study approaches. Focus on Health Professional Education: A Multi-Disciplinary Journal, 20(2), 75.
Shine, K. (n.d.). Reporting education: How can we do it better? Asia Pacific Media Educator, 28(2), 223.
Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
БАБАДЖАНОВ Х.Б. (2017). Критический Обзор Историографии Второй Мировой Войны В Советской Научной Литературе (1941-1991) (На Некоторых Примерах Историографии Узбекистана).
БЕРНАЦКИЙ Г.Г. (2013). Рец. На книгу: Кармин А. С. Интуиция: философские концепции и научное исследование. СПб. : Санкт-Петербургская издательская фирма«Наука», 2011. 901 с. (серия «Психология сознания»). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2.
Казьмина, М. В., & Казьмин, В. Н. (2017). Отечественная Историография 1970-Х Гг. - Начала Xxi В. Об Идейно-Политической Жизни России 1971 - 1991 Гг. Kemerovo State University Bulletin, 70(2), 50–57. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-50-57
Канарский, И., & Ушков, А. (2001). Поиск критериев в компаративном кроссцивилизационном анализе политических культур: от философии истории через политологические теории среднего уровня к социологическим процедурам.
Ксения Владимировна Федосеева. (2019). Как историк выбирает ведущую тему и метод исследования? (на примере научной биографии С.И. Архангельского). History Magazine: Researches, 4, 1–25. https://doi.org/10.7256/2454-0609.2019.4.29998
Мамина, Н. (2013). Политические традиции: понятие и структура. Современные Исследования Социальных Проблем, 4 (24).
Молокова, О. А., & Шкляр, А. В. (2018). Гипотеза исследования дизайна объекта на основании семиотического подхода.
П. В., Т. (2018). Историографический Анализ Темы «Холодной Войны» В Современных Учебниках Истории Отечества. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 2, 40–50. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-2-40-50
Пищик Александр Михайлович. (2015). Философия науки и системогенез научной деятельности.
Татару, Л. (2008). Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса ’Дублинцы’).
Фролова, В. (2018). Курс лекций по дисциплине „Введение в исследование”. USARB.
Преподаватели
Никипорец-Такигава Галина Юрьевна
Шеин Сергей Александрович
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы