В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Аспирантский семинар является площадкой для обсуждения диссертационного исследования аспиранта, а также площадкой развития научно-исследовательских навыков. Аспиранты АШ по психологии выбирают один из "треков"-площадок для обсуждения в зависимости от их релевантности теме диссертационной работы. Реализующиеся треки: "Социальная психология", "Психофизиология (только для 2022 года набора)", "Когнитивная психология", "Фундаментальная и консультативная персонология", "Позитивная психология личности и мотивации". Занятия разбиты на блоки, каждый из которых является этапом работы над диссертационным исследованием (поиск и анализ релевантной литературы, подготовка теоретического обоснования, постановка проблемы исследования и определение цели, разработка программы исследования, обоснование дизайна исследования, определение и/или разработка наиболее перспективного инструментария исследования, подбор материалов, определение выборки/выборок, контроль получаемых данных и т.п.). Также на каждом году обучения есть блок встреч, посвященных реализации публикационной стратегии аспиранта.
Цель освоения дисциплины
Сформировать представление об этапах подготовки диссертационного исследования и требованиях к нему
Развить навык анализа существующих исследований (теорий, подходов, моделей) по предмету диссертации, умение выделять возможные проблемы исследования и уточнять проблему текущего диссертационного исследования
Развить навык разработки дизайна исследования, наиболее эффективного для достижения цели текущего диссертационного исследования
Развить навык анализа и сопоставления возможных методов исследования, составления критериев для выбора наиболее перспективных (и возможных к реализации) методов, техник, методик.
Организовать площадку экспертного обсуждения диссертационного исследования аспиранта
Планируемые результаты обучения
составляет и обосновывает план работы над диссертационным исследованием в текущем году обучения в аспирантуре
Сопоставляет различные исследовательские подходы к предмету исследования, определяет перспективы и пробелы в знании о предмете исследования
Описывает и обосновывает ключевое противоречие в знаниях о предмете, которое будет являться проблемой диссертационного исследования. Определяет искомый результат исследования, который будет являться вариантом решения поставленной проблемы.
Сопоставляет различные методологические традиции изучения предмета исследования. Обоснованно выбирает те, которые будут являться основой диссертационного исследования
Составляет перечень возможных методик, техник изучения конструктов, входящих в предмет исследования и связанных с ним. Обосновывает выбор тех, что будут включены в дизайн исследования. Указывает и сопоставляет сильные и слабые стороны различных методик, техник.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Дизайн и планирование диссертационного исследования
Теоретическое обоснование диссертационного исследования
Элементы контроля
Отчет по теоретическому обоснованию исследования
Отчет по разработанному дизайну исследования
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год II семестр
По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
2023/2024 учебный год II семестр
По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
2024/2025 учебный год II семестр
По курсу предусмотрено оценивание в формате "Зачет / незачет". "Зачтено" выставляется преподавателем в том случае, если аспирант выполнил требования к аттестации аспирантов соответствующего года обучения, предоставил отчеты по заданиям аспирантского семинара текущего года обучения, посещал занятия и был включен в обсуждение своего исследования и исследований коллег-аспирантов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Beins, B. (2012). APA Style Simplified : Writing in Psychology, Education, Nursing, and Sociology (Vol. 1st ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=443323
Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
Классическая философия науки : хрестоматия, , 2007
Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018
Философия науки : общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия, Аверюшкин, А. Н., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
Advanced research methods for the social and behavioral sciences edited by John E. Edlund (Rochester Institute of Technology), Austin Lee Nichols (Connection Lab). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1032497149
Gerard Guthrie. (2010). Basic Research Methods : An Entry to Social Science Research. Sage Publications Pvt. Ltd.
Handbook of research methods in personality psychology / ed. by Richard W. Robins . (2007). New York [u.a.]: Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.26692672X
Langdridge, D., & Hagger-Johnson, G. (2013). Introduction to Research Methods and Data Analysis in Psychology 3rd Edn : UEL (Vol. Third edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417938
Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
Преподаватель Преподаватели
Дубров Дмитрий Игоревич
Исаева Анастасия Николаевна
Колпачников Вениамин Валентинович
Костенко Василий Юрьевич
Котова Марина Викторовна
Орлов Александр Борисович
Петровский Вадим Артурович
Старовойтенко Елена Борисовна
Торопова Алла Владимировна
Уколова Елена Михайловна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы