В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
При работе над математической задачей важно понимание контекста, в котором она возникла, и общение с теми, кто работает над схожими задачами. Формально говоря, это общение не является строго необходимым, но на практике именно его наличие или отсутствие часто определяет, будет ли решена задача или нет. Для организации такого общения и предназначен аспирантский семинар.
Цель освоения дисциплины
Знание актуальных математических задач в области исследования и смежных областях на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
Понимание связи предмета диссертационного исследования с другими задачами из соответствующей области математики и его место в общей структуре этой области.
Умение излагать собственные результаты как специалистам по теме исследования, так и математикам, работающим в других областях.
Умение планировать и проводить комплексное научное исследование, в том числе междисциплинарное.
Планируемые результаты обучения
на основе целостного научного мировоззрения способен реализовывать полученные знания в собственной исследовательской деятельности
знает основные вехи истории и развития математического знания и историю применения математических методов
знает основные математические проблемы и может формулировать на основе знания программу собственно научного исследования
знает основные понятия и этапы развития философии математики
знает основные этапы истории естественнонаучного знания
может вписать свою научно-исследовательскую работу в исторический и философский контекст развития математика как науки
может использовать полученные знания для формирования эффективных стратегий научно-исследовательской работы по своей научной специальности
способен грамотно и логично представлять результаты своей аналитической работы в устной и письменной форме
способен организовать и выполнить научное исследование
способен организовать и участвовать в научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины
Эволюция математических методов
Математические проблемы и их современное состояние
Математика и её место в науке. Эволюция математических дисциплин
Подготовка и выступление с докладом по теме диссертационного исследования
Участие в обсуждении докладов по теме диссертационного исследования аспирантов
Элементы контроля
Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации)
Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации)
Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации)
Участие в обсуждении докладов аспирантов
Участие в обсуждении докладов аспирантов
Участие в обсуждении докладов аспирантов
Промежуточная аттестация
2023/2024 учебный год II семестр
0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов
2024/2025 учебный год I семестр
0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов
2025/2026 учебный год I семестр
0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Выступление с докладом на семинаре по результатам научно-исследовательской работы (диссертации) + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов + 0.5 * Участие в обсуждении докладов аспирантов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Исхаков, Х., & Кондратенко, Ю. (2007). Как Делать Научный Доклад. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C6B587F
ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
Радул, Д. Н. История и философия науки: философия математики : учебное пособие для вузов / Д. Н. Радул. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-03281-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438427 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА. (2012). От Основ Композиционного Построения Выступления В Классической Риторике К Структуре Современного Научного Доклада. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.208E66C4
Лапинкова, Е. (2007). От научного доклада к защите кандидатской диссертации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB50F116
Максимова, О. Д. История математики : учебное пособие для вузов / О. Д. Максимова, Д. М. Смирнов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07199-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442136 (дата обращения: 28.08.2023).
Целищев, В. В. (2018). Интенсиональность Математического Дискурса: Необходимость Истин Математики. Filosofija Nauki, (4), 34–47. https://doi.org/10.15372/PS20180403
Преподаватель
Горинов Алексей Геннадьевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы