В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Семинар посвящен обсуждению новых социальных теорий, изучению их аналитического потенциала в конкретных исторических исследованиях. Одна группа задач семинара состоит в том, чтобы освоить современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических социальных аспектов их развития, а также понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки; основные теории гуманитарных и социальных наук, представлять возможности междисциплинарного анализа, уметь использовать фундаментальные и прикладные теории в работе с историческим материалом. Другая группа задач предполагает апробацию результатов индивидуальной исследовательской деятельности аспирантов и развитие навыков научной дискуссии и публичной защиты. Работа семинара организована как серия докладов участников. Структура доклада всегда предполагает презентацию той или иной социальной теории и демонстрацию возможностей ее применения к конкретному историческому материалу диссертации. Для серьезной дискуссии в качестве оппонентов приглашаются аспиранты старших курсов и преподаватели, докладчики предлагают литературу для чтения. В ходе наших встреч мы пытаемся познакомиться с разными теориями, определить не только их эвристическую эффективность, но и границы применения, слабые места и слепые пятна.Часть занятий проходит в формате ридинг-семинаров, дискуссий, обсуждения рукописей статей участников.
Цель освоения дисциплины
Цель аспирантского семинара – разработка методологии диссертационного исследования, и как следствие развитие навыков обсуждения, дискутирования и защиты положений своей научной работы. Поэтому центральная часть научно-исследовательского семинара связана с различными формами представления и обсуждения методологической части диссертационного исследования, прежде всего, в виде доклада аспиранта и его критики. Так как семинар является продолжающимся и объединяет аспирантов разных годов обучения, аспиранты разных курсов должны участвовать в различных видах работы, которые являются формами отчетности по НИС.
Планируемые результаты обучения
Воспроизводит основные понятия, термины и концепции современного исторического знания
Выявляет основные стратегии в современных исторических исследованиях, их способы построения и аргументации
Интерпретирует жанровое разнообразие современных форм публичного представления истории
Определяет особенности риторики и образов академической дискуссии в современной исторической науке
Использует методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы современных исторических подходов
Показывает навыки коллективной научной работы в рамках дискуссий, навыками научной дискуссии и публичного выступления
Имеет представления об основных направлениях в современной историографии, особенностях их теоретических оснований и методов
Высказывает критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего с историографическими текстами разного уровня
Формулирует собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Разрабатывает и обосновывает методологию своего исследования
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину. Теория и методология истории
Тема 2. Представление методологии диссертационного исследования
Элементы контроля
Работа на семинарах
Письменная работа (методология исследования и рецензия)
Для 2 курса
1. Доклад на семинаре по методологии диссертационного исследования (обязателен для аспирантов 2-го курса, аспиранты, сделавшие доклад в прошлом году освобождаются от доклада в этом, не делавшие доклад в прошлом году должны обязательно сделать его). Для каждого доклада необходимо 2 оппонента (1 аспирант 2 курса и 1 аспирант первого курса). Те, кто делал доклад в прошлом году, но пересмотрели вопросы или оптику своего исследования, по желанию, могут сделать повторный доклад в этом году.
Докладчик должен представить всем участникам семинара основные тезисы своего доклада минимум за неделю до своего выступления, вместе с указанием 2-х текстов (статья или глава из монографии), которые наиболее полно представляют методы его исследования и которые должны прочитать все участники семинара для обсуждения доклада. Поэтому тезисы и статьи высылаются всем участникам семинара заранее. Докладчику предоставляется 20 минут на выступление.
2. Рецензирование/оппонирование доклада по методологии диссертационного исследования. Рецензия в печатном виде предоставляется минимум за три дня до семинара автору доклада для подготовки ответов на поставленные вопросы, а также высылается руководителям семинара. Рецензент выступает на семинаре с кратким сообщением, в котором делает упор на дискуссионные и проблемные места доклада. Выступление рецензента не должно превышать 10 минут.
Для 1 курса
1. Рецензирование/оппонирование доклада по методологии диссертационного исследования. Рецензия в печатном виде предоставляется за три дня до семинара автору доклада для подготовки ответов на поставленные вопросы, а также высылаются руководителям семинара. Рецензент выступает на семинаре с кратким сообщением, в котором делает упор на дискуссионные и проблемные места доклада. Выступление рецензента не должно превышать 10 минут.
2. Доклад на семинаре по методологии диссертационного исследования могут сделать аспиранты первого года обучения по желанию, в этом случае на втором курсе они будут освобождены от обязательного выступления с докладом. Докладчик должен представить основные тезисы своего доклада минимум за неделю до своего выступления, вместе с указанием 2-х текстов (статья или глава из монографии), которые наиболее полно представляют методы его исследования и которые должны прочитать все участники семинара для обсуждения доклада. Поэтому тезисы высылаются всем участникам семинара заранее. Докладчику предоставляется 20 минут на выступление.
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год II семестр
0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
2023/2024 учебный год II семестр
0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
2024/2025 учебный год II семестр
0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Bailey, S. (2017). Academic Writing : A Handbook for International Students (Vol. Fifth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650435
Banner, J. M. (2012). Being a Historian : An Introduction to the Professional World of History. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=438567
Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
Hayot, E. (2014). The Elements of Academic Style : Writing for the Humanities. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=828352
Iggers, G. G. (2005). Historiography in the Twentieth Century : From Scientific Objectivity to the Postmodern Challenge. Middletown, CT: Wesleyan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482374
Strongman, L. (2013). Academic Writing. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816736
Write Here, Right Now : An Interactive Introduction to Academic Writing and Research. (2018). Place of publication not identified: publisher not identified. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000681
Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541096 (дата обращения: 27.08.2024).
Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре, Бахманн-Медик, Д., 2017
Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева И.М., Полетаев А.В., 2008
Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
Академическое письмо. Лексика. Developing academic literacy : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Меняйло В.В., Тулякова Н.А., 2017
Глобальная история современной историографии, Иггерс, Г., 2012
Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2013
Теория истории : Учеб. пособие для студентов вузов, Румянцева, М. Ф., 2002
Преподаватели
Польской Сергей Викторович
Стефанович Петр Сергеевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы