В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Курс нацелен на формирование у обучающихся представлений об историческом развитии и современном состоянии развития российской системы образования в глобальном контексте. Тематически курс структурирован вокруг разных уровней системы образования: дошкольного образования, школьного образования, среднего профессионального образования, высшего и постдипломного образования (аспирантура), образования взрослых. В рамках каждого из уровней обсуждаются нормативные рамки функционирования в исторической ретроспективе, особенности и общие черты российской и зарубежных моделей, наиболее актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Отдельно обсуждаются ключевые источники данных по уровням системы образования в России и за рубежом. Рассматриваются особенности проведения и ключевые результаты международных сопоставительных исследований. По результатам прохождения курса аспиранты готовят рецензию на расширенный план-проект одного из своих коллег с обсуждением актуальности темы исследования, анализом релевантности планируемых для использования источников данных, анализом возможностей практического использования результатов для реформирования системы образования. Курс имеет принципиально междисциплинарную направленность, обсуждаются возможности применения теоретического и методологического потенциала разных научных областей – экономики, психологии, социологии и др. – для изучения и решения практических и теоретических проблем развития систем образования.
Цель освоения дисциплины
Формирование представлений об истории, современном состоянии и тенденциях развития системы образования в России
Знакомство с ключевыми российскими и международными исследованиями систем образования и отдельных их уровней
Формирование представлений о наиболее актуальных направлениях исследований систем образования и отдельных их уровней
Планируемые результаты обучения
Выделяет особенности исторического развития российской системы образования на разных уровнях
Выявляет тренды развития исследований систем образования на разных уровнях
Называет национальные и международные сопоставительные исследования систем образования на разных уровнях
Определяет особенности российской системы образования в сравнении с международным контекстом
Содержание учебной дисциплины
История развития российской системы образования и ее текущее состояние
Дошкольное образование
Современная российская школа и дополнительное образование детей
Среднее профессиональное образование в России
Система высшего образования
Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
Образование взрослых
Элементы контроля
Активность на занятиях
Итоговая работа
Подготовка отзыва на расширенный план-проспект диссертационного исследования другого аспиранта, участвующего в прохождении учебной дисциплины
Промежуточная аттестация
2023/2024 2nd semester
0.3 * Активность на занятиях + 0.7 * Итоговая работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., & Yahia, M. (2011). Education: The PhD factory. Nature, 472(7343), 276–279. https://doi.org/10.1038/472276a
E. A. Terentiev, S. K. Bekova, & N. G. Maloshonok. (n.d.). The Crisis Of Postgraduate Studies In Russia: What Bears Problems And How To Overcome Them. University Management: Practice and Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.adf.journl.yid195
Klyachko, T. (Клячко, Т., Avraamova, E. (Авраамова, Е., Loginov, D. (Логинов, Д., Polushkina, E. (Полушкина, Е., Semionova, E. (Семенова, Е., & Tokareva, G. (Токарева, Г. (2019). Monitoring of efficiency of school education. Pre-school education: accessibility and quality[Мониторинг Эффективности Школы. Дошкольное Образование: Доступность И Качество]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.031913
Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development ; Современная российская аспирантура: актуальные направления развития. (2019). https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004
Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Травкин П. В. (2019). Трудоустройство Выпускников Системы Среднего Профессионального Образования: Все Еще Омут Или Уже Брод. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 109. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2019i1p109.136
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Шабалин А. И. (2018). Дуальное Обучение В Российских Регионах: Модели, Лучшие Практики, Возможности Распространения. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 117. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p117.138
Коршунов И. А., & Гапонова О. С. (2017). Непрерывное Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития И Качества Государственного Управления. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 36. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p36.59
Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
Красильникова М. Д., & Бондаренко Н. В. (2009). Профессиональная Подготовка Персонала: Кадровые Стратегии Работодателей. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 218. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2009i4p218.234
Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., & Чиркина Т. А. (2018). Поверх Барьеров: Исследуем Резильентные Школы. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 198. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p198.227
Подросток : нормы, риски, девиации, Собкин, В. С., 2005
Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299
Рекомендуемая дополнительная литература
Bao, Y., Kehm, B. M., & Ma, Y. (2018). From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China. Studies in Higher Education, 43(3), 524–541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481
Barbara M. Kehm. (n.d.). Doctoral education in Europe and North America: a comparative. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9BBFF65
Evans, B. K., Nerad, M., Boston College, & Center for Innovation and Research in Graduate Education. (2014). Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education. Rotterdam, the Netherlands: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799492
Globalisation and Higher Education. (2007). OED/CERI. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.2f4cb770.a349.4e38.a10a.846a4d1f9853
Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8736F319
JOHNES, G. (1992). Performance Indicators in Higher Education: A Survey of Recent Work. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4C98638
Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
Terentevnatalia Maloshonok, & Evgeniy Terentev. (n.d.). Towards the New Model of Doctoral Education: The Experience of Enhancing Doctoral Programs in Russian Universities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftowards-the-new-model-of-doctoral-education-the-experience-of-enhancing-doctoral-programs-in-russian-universities
Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., & Пинская М. А. (2018). Креативность Для Каждого: Внедрение Развития Навыков Xxi Века В Практику Российских Школ. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 282. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i4p282.304
Бондаренко Н. В., & Красильникова М. Д. (2005). Удовлетворенность Работодателей Качеством Образования. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 264. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2005i1p264.275
Дудырев Фёдор Феликсович, & Романова Ольга Анатольевна. (n.d.). Вклад Системы Спо В Развитие Человеческого Капитала: Опыт Стран Европейского Союза. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvklad-sistemy-spo-v-razvitie-chelovecheskogo-kapitala-opyt-stran-evropeyskogo-soyuza
Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., & Дудырев Ф. Ф. (2018). Различия В Общем Образовании В Колледжах И Старших Классах Школ: Характеристики Педагогов И Практики Преподавания. На Примере Математики. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 228. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p228.253
Коршунов, И. А., Гапонова, О. С., & Гапонова, Н. С. (2019). Обучение И Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития Регионов. Economy of Region / Ekonomika Regiona, 15(1), 107–120. https://doi.org/10.17059/2019-1-9
Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657
Преподаватели
Дудырев Федор Феликсович
Канонир Татьяна
Коршунов Илья Алексеевич
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Нисская Анастасия Константиновна
Платонова Дарья Павловна
Терентьев Евгений Андреевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература