В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В курсе планируется рассмотрение наиболее активно обсуждаемых тем и проблем в таких направлениях аналитической философии ХХ века, как философия языка, метафизика, философия сознания и эпистемология. В рамках курса предполагается изучение ряда наиболее важных работ (на английском языке), опубликованных в этот период.
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является критическое осмысление и анализ ряда ключевых идей аналитической философии второй половины ХХ века. Задачами: - изучение основных подходов к трактовке аналитической философии как историко-философского феномена; - изучение современных подходов к изучению природы значения в философии языка; - изучение «стратегии феноменальных понятий» в современной философии сознания; - изучение основных трактовок природы суждения (пропозиции) в современной метафизике и философии языка.
Планируемые результаты обучения
1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области историографии. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии сознания. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии языка и метафизики. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии языка. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
Содержание учебной дисциплины
Аналитическая философия как историко-философский феномен
От семантики к прагматике: проблема значения
От метафизики к философии языка: проблема суждений (пропозиций)
От философии сознания к эпистемологии: феноменальные понятия как выражение квалиа
Элементы контроля
Активность на семинарских занятиях
Преподаватель оценивает работу аспирантов на семинарских занятиях: учитывается активность аспиранта при обсуждении учебных вопросов, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи.
Доклад
Каждый аспирант получает индивидуальную тему доклада. Доклад рассчитан на 20-30 минут. Доклад посвящен одной из обсуждаемых в рамках курсах теме. Доклад может иметь форму презентации.
Эссе
Эссе пишется самостоятельно на одну из предложенных тем. Аспирант может по договоренности с преподавателем изменить формулировку темы с учетом его исследовательских интересов.
Устный экзамен
Аспирант должен сдавать устный экзамен (в виде собеседования по темам, обсуждаемым в рамках курса) в том случае, если он не сделал доклада на занятиях и не написал эссе.
Преподаватель
Макеева Лолита Брониславовна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература