В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
НИС является формой проектной научно-исследовательской деятельности и направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в научной дискуссии. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция», образовательной программы «Аспирантская школа по праву». Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов. Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 40.06.01 «Юриспруденция»; • Образовательной программой аспирантуры Аспирантской школы по праву
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является изучение организации и методологии проведения исследований в области права и способов применения методологических подходов и методов исследования в правовых дисциплинах. Задачами: 1. Выявление и развитие научного интереса аспирантов к вопросам методологии юридической науки и организации научных исследований в праве. 2. Формирование и развитие навыков анализа методологических концепций, подходов и методов в правовых исследованиях. 3. Развитие навыков научного анализа форм и способов применения методологии и методов исследования к правовым явлениям и процедурам организации научных исследований. 4. Формирование у обучаемых умений систематизировать научную информацию, работать с научной литературой и навыков подготовки и написания диссертаций и научных статей.
Планируемые результаты обучения
Знать: - результаты новейших исследований по вопросам методологии права в России и за рубежом, организации научных исследований в праве; - основные понятия, концепции, методологические подходы и методы правовых исследований;
Знать: - результаты новейших исследований по вопросам методологии права в России и за рубежом, организации научных исследований в праве; - основные понятия, концепции, методологические подходы и методы правовых исследований; - ключевые вопросы о способах применения методов научного познания в праве и при организации научного исследования; - особенности источниковой базы по методологии права в России и зарубежных странах.
Уметь: - осуществлять анализ методологических подходов и концепций в праве; - выявлять тенденции и характер эволюции представлений о методологии права и методах в юриспруденции при организации научных исследований; - рассматривать правовые концепции и их методологическую основу; - обрабатывать эмпирические и информационные данные.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Методологическая основа диссертационного исследования. Структура методологии научного познания. Аналитические подходы и тенденции развития современного юридического знания.
Тема 2. Источниковедение и подготовка научных обзоров научной литературы по диссертации
Тема 3. Обоснование научных результатов в диссертационном исследовании
Тема 4. Методологические принципы научного познания в юриспруденции. Конкретизация методологических принципов в современной юриспруденции
Тема 5. Публикация научных результатов диссертационного исследования
Тема 6. Этапы подготовки защиты диссертационного исследования
Элементы контроля
Домашнее задание
Эссе
Зачет
Промежуточная аттестация
2021/2022 учебный год I семестр
Накопленная оценка (НО) (максимум 5 баллов) включает оценку за эссе (Оэ) и выполнение домашнего задания (ОДз) и формируется по следующему правилу:
НО = Оэ + ОДз
Оценка Одз выставляется как среднее арифметическое (с учетом правил округления до целого числа баллов) оценок за каждое домашнее задание (Одзi):
О_дз=(∑_(i=1)^N▒O_дзi )/N ,
где N – количество домашних заданий.
Результирующая оценка (РО) (максимум 10 баллов) по курсу определяется с учетом накопленной оценки и оценки во время сдачи зачета (Qз) в конце курса по следующей формуле:
РО = НО + Оз
Средневзвешенная оценка округляется до ближайшего большего целого, если дробная часть оценки не ниже 0.5, в противном случае оценка округляется до ближайшего меньшего целого.
2022/2023 учебный год I семестр
0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Эссе
2023/2024 учебный год I семестр
1 * Зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
История и методология юридической науки : университетский курс для магистрантов юрид. вузов, Лазарев, В. В., 2017
История и методология юридической науки : учебник по программам магистерской ступени образования, Сырых, В. М., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
Актуальные проблемы теории государства и права : эпистемология государства и права: учеб. пособие, Честнов, И. Л., 2004
Кандидатская диссертация юриста: первые шаги исследователя, Клеандров, М. И., 2004
Логические основания общей теории права. Т.1: Элементный состав, Сырых, В. М., 2004
Преподаватель
Тимец Максим Викторович
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература