В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Семинар посвящен обсуждению новых социальных теорий, изучению их аналитического потенциала в конкретных исторических исследованиях. Одна группа задач семинара состоит в том, чтобы освоить современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических социальных аспектов их развития, а также понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки; основные теории гуманитарных и социальных наук, представлять возможности междисциплинарного анализа, уметь использовать фундаментальные и прикладные теории в работе с историческим материалом. Другая группа задач предполагает апробацию результатов индивидуальной исследовательской деятельности аспирантов и развитие навыков научной дискуссии и публичной защиты. Работа семинара организована как серия докладов участников. Структура доклада всегда предполагает презентацию той или иной социальной теории и демонстрацию возможностей ее применения к конкретному историческому материалу диссертации. Для серьезной дискуссии в качестве оппонентов приглашаются аспиранты старших курсов и преподаватели, докладчики предлагают литературу для чтения. В ходе наших встреч мы пытаемся познакомиться с разными теориями, определить не только их эвристическую эффективность, но и границы применения, слабые места и слепые пятна. Часть занятий проходит в формате ридинг-семинаров, дискуссий, обсуждения рукописей статей участников и участия в научных мероприятиях Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева. По результатам посещения мероприятий пишутся репортажи и рецензии.
Цель освоения дисциплины
Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями. Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями. Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
Планируемые результаты обучения
Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Современное состояние научных исторических журналов
Тема 2. Автобиография историка XX века как источник по истории исторической науки
Тема 3. Проблемы исторического времени
Тема 4. Интеллектуальная история и социология знания – перспективы синтеза
Тема 5. Публичная история: трансформация историка и профессионального исторического знания в публичном пространстве
Тема 6. История университета и рождение мифа об университете
Тема 7. Академическая экспертиза и саморегуляция научного сообщества
Тема 8. Сетевой анализ и его возможности в исследованиях интеллектуальной истории
Тема 9. Чем Мишель Фуко может быть полезен для историков?
Тема 10. Наследие советской гуманитаристики – подходы к исследованию и попытки реактулализации. Проекты культурной социологии и культурный поворот в медиевистике
Тема 11. Визуальный поворот и новая перспектива исторических и культурных исследований
Тема 12. Стала ли история социальной наукой?
Тема 13. Исследования символических репрезентаций власти в культурах прошлого
Тема 14. Использование подходов истории понятий в практике исследования истории идей
Элементы контроля
Индивидуальная работа на семинарах
Выступление с докладом
Промежуточная аттестация
2021/2022 учебный год I семестр
0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
2022/2023 учебный год I семестр
0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
2023/2024 учебный год I семестр
0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Futures past: on the semantics of historical time, Koselleck, R., 2004
Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
Исторические альманахи "Одиссей", "Казус", "Диалог со временем" : поиски моделей научной коммуникации, препринт WP6/2008/02, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 28 с., Свешников, А. В., Степанов, Б. Е., 2008
Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., 2015
Университет и город в России (начало XX века), , 2009
Преподаватели
Польской Сергей Викторович
Стефанович Петр Сергеевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература