В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Данный курс нацелен на формирование целостного представления о динамических процессах в мировой экономике, изменении ее структуры, поведенческих характеристик. Экономическая теория обогащается путем анализа меняющихся «стилизованных фактов», инкорпорирования новых зависимостей, и это процесс требует осмысления. Предположительно молодые ученые будут этим заниматься после аспирантуры, им необходима картина и подходы к данному сложному процессу, поскольку решение прикладных задач должно опираться на действующую теорию (или парадигму по Куну и Локатошу). Пандемия COVID-19 и Мировая Рецессия 2020 ставят необходимость адекватного анализа новых явлений и зависимостей в повестку дня (on frontier). Курс содержит краткую историю и состояние дел, теоретические подходы к теории роста, кризисам и циклическим колебаниям в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах таких ключевых областей мирового развития, как: демография, научно-технический прогресс, социальная структура общества, энергетика, финансы, глобализация, цели устойчивого развития.
Цель освоения дисциплины
Формирование целостного представления о динамических процессах в мировой экономике, изменении ее структуры, поведенческих характеристик
Планируемые результаты обучения
Называет глобальные проблемы человечества
Называет причины, характер и итоги мирового кризиса 2007-2009 гг
Называет семизвенную классификацию социальной структуры общества
Называет тенденции, ключевые проблемы и перспективы мировой энергетики
Называет Цели Устойчивого Развития ООН
Описывает историю ловушек Мальтуса
Описывает мировые дисбалансы сбережений и инвестиций
Описывает переход к рыночной экономике в России: ход проведения реформ и их итоги
Описывает показатели экономического роста и его измерители
Описывает проблему Севера и Юга: разницу скоростей роста населения и развития
Описывает проблему сохранения климата и основные положения Парижского соглашение по климату 2015 года
Описывает проблемы «сосуществования» теорий роста и неравномерности развития, конвергенции в рамках рыночной экономики, догоняющего развития, ловушки среднего уровня развития
Описывает процесс регионализации и механизм создания глобальных цепочек стоимости
Описывает сходства и различия основных правовых систем мира
Описывает экономические циклы: виды, фазы и причины возникновения
Формулирует концепцию «зеленой экономики» и устойчивого развития
Содержание учебной дисциплины
1. Мировой экономический рост
2. Научно-техническая революция и глобальные проблемы
3. Демография современного мира
4. Структура современного общества и социальное неравенство
Barro, R. J., & Sala-i-Martin, X. (1999). Economic Growth (Vol. 1st MIT Press ed). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=9258
Filip Novokmet, Thomas Piketty, & Gabriel Zucman. (2018). From Soviets to oligarchs: inequality and property in Russia 1905-2016. The Journal of Economic Inequality, (2), 189. https://doi.org/10.1007/s10888-018-9383-0
Furubotn, E. G., & Richter, R. (2005). Institutions and Economic Theory : The Contribution of the New Institutional Economics (Vol. 2nd ed). Ann Arbor: University of Michigan Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=469024
Kuznets, S. (1955). Economic Growth and Income Inequality. American Economic Review, 45(1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=8746521
North, D. C. (1987). Institutions, Transaction Costs and Economic Growth. Economic Inquiry, (3), 419. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.oup.ecinqu.v25y1987i3p419.28
S. Bobylev N., & С. Бобылев Н. (2017). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты // Sustainable Development for Future Generations: Economic Priorities. Мир Новой Экономики // The World of New Economy, (3), 90. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.wnewec.y2017i3p90.96
Макаров, А., Митрова, Т., & Кулагин, В. (2012). Долгосрочный Прогноз Развития Энергетики Мира И России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E94F6C18
Макаров, И. (2013). Глобальное Изменение Климата Как Вызов Мировой Экономике И Экономической Науке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3A8CC3D
Рекомендуемая дополнительная литература
Douglass C. North. (1991). Institutions. Journal of Economic Perspectives, (1), 97. https://doi.org/10.1257/jep.5.1.97
Douglass C. North. (2000). Understanding institutions. Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.1921.2
Jensen, J. B., Quinn, D. P., & Weymouth, S. (2017). Winners and Losers in International Trade: The Effects on US Presidential Voting. International Organization, (03), 423. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.intorg.v71y2017i03p423.457.00
Kydland, F. E., & Prescott, E. C. (1982). Time to Build and Aggregate Fluctuations. Econometrica, (6), 1345. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v50y1982i6p1345.70
Paul M. Romer. (1994). The Origins of Endogenous Growth. Journal of Economic Perspectives, (1), 3. https://doi.org/10.1257/jep.8.1.3
Richard H. Thaler. (2018). Behavioral economics: Past, present, and future. Revista de Economía Institucional, (38), 9. https://doi.org/10.18601/01245996.v20n38.02
Shleifer, A., & Vishny, R. W. (1993). Corruption. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A6E149F9
Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
Преподаватель
Григорьев Леонид Маркович
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература