В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Курса «Мультимедийный проект» направлен на освоение аспирантами базовых компетенций в области создания мультимедийных проектов с учетом уже существующих практик и подходов. Основным планируемым результатом прохождения курса является концептуализация и создание макета мультимедийного проекта, соответствующего по своей тематике заявленной аспирантом теме исследования. В работе над проектом курса автор получает возможность проанализировать материал своего исследования, исходя из задачи его визуализации и структурирования материала для решения исследовательских/образовательных задач. Автор имеет возможность передать содержание основных положений своего диссертационного исследования в разных формах: текст, звук, изображение, видео, анимированная графика и т.д. Мультимедийный проект может быть реализован в форматах лонгрида (от англ. long read —«долгое чтение»), веб-документального проекта, мультимедийного путеводителя и прочих. Такие проекты характеризуются высокой степенью иммерсивности и интерактивности. Каждый из форматов отличается своей спецификой, которая будет подробно рассматриваться в рамках курса. Аспиранты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины
расширение знаний аспирантов о возможностях обработки графической информации, видео, аудио;
формирование предметных знаний в области использования мультимедиа-технологий в научно-исследовательской работе;
рассмотрение современных мультимедийных проектов в общем контексте развития гуманитарных наук и современных технологий.
Планируемые результаты обучения
Аспиранты получают ясное представление об основных актуальных тенденций в области создания мультимедийных проектов.
Аспиранты получают теоретические знания об основных этапах создания мультимедийного продукта.
Аспиранты усваивают основные посылки теории новых медиа и получают представление об истории и логике развития новых медиа.
Аспиранты получают ясное представление об основных подходах, применяемых при анализе визуальных сред.
Аспиранты получают навыки анализа мультимедийного контент и оценки его потенциала.
Аспиранты овладевают методами структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы.
Аспиранты получают ясное представление о функциональных возможностях современных программ, использующихся для создания мультимедийных проектов.
Аспиранты умеют воплощать свои замыслы в конкретное решение.
Аспиранты приобретают опыт представления и защиты результатов своей работы.
Аспиранты получают опыт сочетания разнопланового материала на разных уровнях.
Аспиранты получают навыки сбора, обработки и структурирования графической, текстовой, видео- и звуковой информации.
Аспиранты приобретают навыки работы в группе с разными видами организации рабочих отношений и иерархических связей.
Содержание учебной дисциплины
Понятие мультимедийного проекта
Основы визуальной коммуникации. Эволюция форматов повествования. Новые медиа: понятие, история появления, концептуализация. Появление в 1960-х гг. термина multimedia, который обозначает одновременное использование нескольких независимых технических средств коммуникации. Отождествление Новых медиа и цифровых медиа: позиции «за» и «против». Понятие мультимедийного проекта. Мультимедийный проект в контексте развития современных технологий. Способы представления больших массивов данных. Современные форматы digital storytelling: лонгрид, веб-документальный проект («веб-док», web-documenntary), мультимедийный путеводитель, веб-музей и т.д. Мультимедиа и интерактивность.Мультимедийные технологии для совершенствования образовательного процесса: проблемы и перспективы. Рассматриваются основные стадии внедрения новейших технологий в образовательный процесс. Мультимедийное обучение. Когнитивная теория мультимедийного обучения Ричарда Э. Мейера (утверждает, что оптимальное обучение происходит только в том случае, когда вербальный и визуальный материал представлены синхронно). Создание компьютерных учебных курсов (CBTS).
Принципы структурирования мультимедийных проектов
Основные стадии мультимедийного проекта: постановка проблемы (формирование ключевого вопроса); разработка идеи и концепции; поиск и обработка контента; формирование нарратива, структурирование материала («режиссура» и монтаж); презентация. Принципы структурирования материала. Объединение по проблемному принципу, тематическому, историко-хронологическому и т.д.Понятие креолизованного текста.Нарративный дизайн. Как запланировать продвижение проекта. Для обсуждения: текст Стива Дайнхарта «Что такое нарративный дизайнер» (https://gdcuffs.com/stephen-dineheart/).
Язык новых медиа
Традиция конструирования визуальных образов. Логика культуры «цифрового кода». Репрезентация и симуляция. Две разноплановые тенденции: (а) закрепощение и иммобилизация зрителя, «привязывание» его к машине; (б) новые условия репрезентации требуют от зрителя движения (т.е. телесной активности). Феномен VR и AR. «Смешивание» виртуального и реального мира. Фреска и мозаика vs картина эпохи Возрождения. Произведение искусства в эпоху его технического воспроизводимости и мобильность репрезентации. «Общество экранов». Современные VR-и AR-проекты.Принципы Новых медиа по Л. Мановичу: 1) Числовое представление, 2) Модульность, 3) Автоматизация, 4) Изменчивость, 5) Транскодинг.
Мультимедийная коммуникация
Мультимедийный сторителлинг как эффективный инструмент передачи смыслов. Запрос на актуальные медийные форматы в областях искусства, образования, журналистики, бизнеса. Рассматриваются форматы лонгрида, веб-документальный проект, мультимедийного путеводителя, веб-музея, «веб-дока» (web-documenntary) и др. на примере конкретных мультимедийных проектов, анализируется специфика каждого из форматов.Сторителлинг как эффективный инструмент вовлечения аудитории. Мультимедийный сторителлинг и проблема информационного шума (необходимость «остранения»).
Опыт мультимедийного проектирования
Изучение актуальных кейсов из индустрии (аспирант выбирает конкретный мультимедийный проект и анализирует его по заданному алгоритму).Задание к семинарскому занятию:—проанализировать мультимедийный проект (формат –презентация + устный доклад) по выбору на основании следующей структуры и критериев:текст объёмом от 10 до 15 тысяч знаков с иллюстрациями, презентация (.pptx, .pdf, .keynote и т.д.). Тема: анализ мультимедийного проекта. Выберите современный мультимедийный проект, контент которого представлен в интернете. Проанализируйте мультимедийные элементы, стиль текста, структуру организации информации, сделайте выводы. Обратите внимание на собственников проекта и историю его появления и трансформации. Сделайте выводы о целевой аудитории проекта, общей концепции, качестве и перспективах.
Элементы контроля
Эссе
Активность на занятиях
Работа в группе
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (I семестр)
0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Работа в группе + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Hernandez, R. K., & Rue, J. (2016). The Principles of Multimedia Journalism : Packaging Digital News. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1018396
Браславец Л.А., Вершинин В.А., Колесникова В.В. - Техника и технология медиадизайна. Книга 2. Электронные СМИ - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 176с. - ISBN: 978–5–7567–0968–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115637
Давыдова О.С. - Человек в искусстве. Антропология визуальности - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 152с. - ISBN: 978-5-89826-422-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77233
Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
Симмонс А. - Сторителлинг. Как использовать силу историй - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 272с. - ISBN: 978-5-91657-507-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62262
Рекомендуемая дополнительная литература
Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). E-Learning and the Science of Instruction : Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning (Vol. Fourth edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1179473
Deshler, D. D., & Schumaker, J. B. (1996). The effects of an interactive multimedia program on teachers’ understanding and implementation of an instructional innovation [microform] : student initiated research, HO23B50025 / principal investigators, Donald Deshler, Jean Schumaker ; student investigator, Joseph Fisher. [Washington, DC] : U.S. Dept. of Education, Office of Special Education Program : Office of Educational Research and Improvement, Educational Resources Information Center, 1996. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000494483
Natalia Samutina. (2014). Plastic Beach Utopia: Gorillaz’ Multimedia Concept Project In The Context Of Contemporary Popular Music Culture. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.71hum2014
Вирен Г. - Современные медиа: Приемы информационных войн: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-7567-0824-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97232
Городков А. В., Салтанова С. И. - Экология визуальной среды - Издательство "Лань" - 2013 - 192с. - ISBN: 978-5-8114-1405-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/4868
Кесенбери У., Брукс К. - Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-714-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62367
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература