В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Преподавание учебной дисциплины «Философия и методология науки» осуществляется в объеме требований образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено общим пониманием современной философии науки как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В основе курса лежит представление о науке как определенной культурно-исторической воплощенности онтологической укорененности человека в мире. Философия науки представляется открытой системой знания, непрерывно обновляющейся и в отношении конкретных научных дисциплин, и в отношении социальной и культурной практики. Освоение курса подразумевает включение аспирантов в живой в диалог с великими учеными и мыслителями разных эпох, философский разговор о фундаментальных и о современных вопросах развития научного миропонимания. Центральной задачей данного курса является формирование навыков продуктивной рациональности как способности к последовательному аналитическому мышлению и, одновременно, направленности на порождение нового знания в стремительно меняющихся контекстах познавательной и социальной практики. Эта задача решается через ознакомление аспирантов в ходе лекционных и семинарских занятий с ключевыми составляющими истории и философии науки (историей возникновения и эволюции научных программ, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, научной этикой, спецификой дисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки), а так же самостоятельной работой по написанию философского или историко-философского эссе, связанного с темой диссертационного исследования, изучением первоисточников и участием в дискуссиях на семинарах. Каждая тема программы сопровождается списком литературы.
Цель освоения дисциплины
Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об истории и философии науки, а также методологических знаний и навыков, соответствующих современному уровню познавательной практики.
Планируемые результаты обучения
Иметь представления о науке как культурно-историческом феномене и автономном социальном институте.
Обладать навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Иметь знания по следующим вопросам: Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
Иметь знания по следующим вопросам: Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
Иметь знания по следующим вопросам: Кумулятивистская модель развития научного знания. Постпозитивистские модели динамики научного знания: концепция научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Лакатоса, теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда.
Иметь знания по вопросам: Историзм и релятивизм в научном познании. Сильная программа социологии знания Д. Блура и «этнографии науки» Б. Латура и С. Вулгара. Методологические характеристики псевдонауки. Этос науки. Принципы и регулятивы академической этики.
Иметь навыки комплексного подхода к проведению исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
Иметь представления по следующим вопросам: Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований. Современные тренды развития науки.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Наука в системе культуры
Образы науки: обыденный, науковедческий, философский. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Предмет философии науки. Экзистенциально-культурный смысл научного познания.
Тема 2. Становление исторических научных программ и развитие науки.
Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства. Формирование теоретического знания в античности. Культурно-исторический подход (М.К. Петров). Становление научных программ в античности.
Наука Нового времени. Движение к науке (философия — теология — опытная наука). Проблема научного метода (Галилей, Бэкон, Декарт). Наука как проект. Формирование языка науки. Понятие закона природы.
«Коперниканский переворот» И. Канта.
Возникновение научных центров. Коммуникация и распространение знаний.
Становление дисциплинарной науки в XIX веке и формирование профессиональных научных институций.
Процессы научной саморефлексии в XIX в. Возникновение философии науки (Хьюэлл).
Наука как призвание и профессия (М. Вебер).
Тема 3. Программа логического позитивизма
Логический позитивизм: общая характеристика и культурные предпосылки. Анализ языка. Атомарные и протокольные предложения. Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Логический анализ языка и концептуальные каркасы. Контекст открытия и контекст подтверждения. Проблемы и противоречия программы логического позитивизма. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
Тема 4. Логико-методологическая структура науки.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
Тема 5. Общие модели динамики науки
Кумулятивистская модель развития науки и модели развития через научные революции. Модели динамики научного знания: Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Понятие научного сообщества. Понятие научной парадигмы, научной темы. Концепция научных революций Т. Куна. Понятие научно-исследовательской программы И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «Anything goes».
Тема 6. Социокультурная детерминация познания
Историзм и релятивизм в научном познании.
Этос науки, наука и ценности. Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в ХХ веке.
Сильная программа социологии знания Д. Блура. «Сase studies» и «этнографии науки» Латура и Вулгара. Особенности социально-эпистемологической интерпретации истины.
Тема 7. Научные подходы, исследовательские стратегии, методы научного мышления.
Культурно-исторический подход к решению проблемных ситуации на стыке дисциплин. Методологическая роль системного принципа и холистического мышления в современном научном познании. Понятие сложной системы. Основные свойства сложных систем. Понятие нелинейной эволюции. Методология синергетики.
Интегративные тенденции в современной науке. Полидисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность: концептуальные разграничения.
Тема 8. Прикладное и фундаментальное в современной науке
Наука и экономика. Прикладные функции науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки.
Наука, техника, технологи. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований.
Современные тренды развития науки: проект «открытой науки».
Элементы контроля
Выступление и участие в дискуссиях на основе выполненного домашнего задания
эссе
Эссе, которое пишут аспиранты в рамках курса, представляет собой творческую работу по теме, связанной с будущей диссертацией. Оно может иметь вид исторического, методологического, философского исследования предмета или области исследования, проводимого аспирантом. Это может быть анализ парадигмы, метода, методологических установок, гипотез, которые задействованы в диссертационном исследовании. Эссе может стать основой исторического или методологического раздела диссертационного исследования.
Тему эссе аспирант выбирает самостоятельно и согласовывает ее с преподавателем, ведущим семинары.
Тест
Выступление и участие в дискуссиях на основе выполненного домашнего задания
эссе
Эссе, которое пишут аспиранты в рамках курса, представляет собой творческую работу по теме, связанной с будущей диссертацией. Оно может иметь вид исторического, методологического, философского исследования предмета или области исследования, проводимого аспирантом. Это может быть анализ парадигмы, метода, методологических установок, гипотез, которые задействованы в диссертационном исследовании. Эссе может стать основой исторического или методологического раздела диссертационного исследования.
Тему эссе аспирант выбирает самостоятельно и согласовывает ее с преподавателем, ведущим семинары.
Тест
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (I семестр)
0.3 * Выступление и участие в дискуссиях на основе выполненного домашнего задания + 0.4 * Тест + 0.3 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
Кун Томас. (2013). Природа и необходимость научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E56F293
Лакатос, И. (2009). Дедуктивистский versus эвристический подход. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15441029
Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.- 275 с. ISBN 5-201-01853-Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347529
Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
Философия науки : учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич : отв. ред. И.К. Лисеев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 272 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/666. ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944961
Рекомендуемая дополнительная литература
Горохов, В. Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения) [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. - ISBN 978-5-98704-463-6.
Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
Латур, Б. (2013). Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory (translated by Irina Polonskaya) ; Пересобирая социальное. Введение в акторно-сетевую теорию (перевод И. Полонской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3D3A1EE
ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008980
Преподаватели
Гаспарян Диана Эдиковна
Кузин Иван Александрович
Парамонов Андрей Альбертович
Рябушкина Татьяна Михайловна
Терехович Владислав Эрикович
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература