В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Курс «Педагогика высшей школы» нацелен на развитие универсальных навыков, которые необходимы как выпускникам аспирантуры, которые преподают или планируют педагогическую деятельность, так и тем выпускникам, которые планируют реализовать себя в других сферах (научной, консалтинговой, управленческой). К таким навыкам относятся: умение представить результаты своей работы, умение держать внимание аудитории, умение структурировать материал, умение грамотно дать обратную связь коллегам или студентам.
Цель освоения дисциплины
сформировать у аспирантов представления об основных трендах развития образовательной среды университетов
сформировать навыки разработки образовательных продуктов на основе основных моделей и инструментов педагогического дизайна
научить разрабатывать валидные инструменты оценки знаний и грамотно выстраивать обратную связь со студентами
сформировать навыки организации и сопровождения групповой исследовательской или проектной работы
сформировать навыки наставничества и эффективной обратной связи в ходе совместной работы
подготовить участников курса к эффективным публичным выступлениям, презентациям результатов научных исследований на лекциях или конференциях; преподаванию на программах высшего образования; представлению экспертной оценки (интервью)
развить навыки графического представления информации и умения создавать базовые ин-фографические продукты
Планируемые результаты обучения
способность формулировать основные тенденции и изменения в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе – связанных с появлением информационно-коммуникационных технологий
готовность проектировать учебную программу как элемент образовательной программы
умение выбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области)
умение выбирать и предлагать к реализации методические модели, методики и приемы обучения, повышающие эффективность (качество) образовательного процесса
способность подбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области)
навыки публичных выступлений, презентаций результатов научных исследований на лекциях или конференциях
навыки графического представления информации и умения создавать базовые инфографические продукты
Содержание учебной дисциплины
Обучение и образовательные результаты
В ходе освоения темы аспиранты знакомятся с различными теориями обучения, их особенностями и ключевыми понятиями. Целью изучения тематического блока является формирование у аспирантов базовых преставлений об основных вехах развития мировой образовательной системы и подготовка к применению полученных знаний в их профес-сиональной деятельности, в том числе, для повышения эффективности (качества) образо-вательного процесса.
Проектирование курса
В ходе освоения темы аспиранты знакомятся с ключевыми понятиями и принци-пами организации образовательной среды, проектирования образовательных программ, основами педагогического дизайна, моделями и инструментами для формирования среды обучения. Целью изучения данной темы является освоение базовых инструментов профессионального развития для проектирования учебных курсов и эффективного преподавания, а также получение/совершенствование новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
Командная и групповая работа, управление конфликтами
Содержание программы охватывает такие темы, как организация командной работы, особенности поведения и эффективность деятельности студента в группе, конструктивное общение и управление межличностными конфликтами, а также включает в себя знакомство с понятием групповой креативности. Целью освоения данного блока является формирование у аспирантов понимания принципов организации командной и групповой работы, а также навыков конструктивного общения и управления межличностными конфликтами.
Оценивание и обратная связь
В ходе освоения данной темы аспиранты формируют представление о целях и роли оценивания в высшем образовании, его формах, видах и уровнях. Целью освоения данной темы является формирования у аспирантов умения правильно подбирать инструменты оценивания, исходя из их возможностей и ограничений, и способность согласовывать разные формы и виды оценивания с конкретными учебными целями.
Искусство инфографики
В ходе освоения данной темы аспиранты знакомятся с культурой представления информации и данных, формируют практические компетенции в области визуализации данных и создания презентаций в прикладном ПО и онлайн-сервисах. Содержание про-граммы охватывает основные аспекты и особенности использования в работе визуализации данных и создания презентаций как в качестве учебных материалов, так и для самостоятельного использования.
Современные образовательные технологии. Подходы к проектированию курса в формате blended learning.
В ходе освоения тематического блока аспиранты знакомятся с одной из самых востребованных современных методик обучения «blended learning» и формируют представление об основных принципах проектирования курса в смешенном формате. Целью освоения данного тематического блока является умение выбирать, сбалансированно комбинировать и эффективно применять элементы смешанного обучения для реализации профессиональных, в частности, педагогических и научно-практических задач.
Искусство публичных выступлений
Данный тематический блок фокусируется на развитии у аспирантов навыков публичного выступления – борьба со страхом выступления, следование структуре, подача материала и работа с аудиторией, умение реагировать на непредвиденные обстоятельства, а также знакомит с техниками и методами искусства сценической импровизации. Целью изучения данного блока является подготовка аспирантов к эффективным публичным выступлениям, презентациям результатов научных исследований на лекциях или конференциях, преподаванию на программах высшего образования, представлению экспертной оценки (интервью).
Элементы контроля
Активность на занятиях
Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
Выступление в рамках круглого стола с презентацией проекта образовательного курса/ презентации научного доклада, практического занятия или мастер-класса.
Активность на занятиях
Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
Выступление в рамках круглого стола с презентацией проекта образовательного курса/ презентации научного доклада, практического занятия или мастер-класса.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (I семестр)
0.4 * Активность на занятиях + 0.6 * Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Гаранин, С.Н. Выступления, презентации и доклады на английском языке [Электронный ресурс] / С.Н Гаранин. - М.: МГАВТ, 2015. - 36 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=522529
Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать / Тихомирова Е. - М.:АЛЬПИНА, 2016. - 238 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5841-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/760869
Обучение самопрезентации : учеб. пособие, Михайлова, Е. В., 2006
Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 389 с.: 60x90 1/16. - (Менеджмент в высшей школе). (переплет) ISBN 978-5-16-003687-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/171199
Психология и педагогика : учебник, Кравченко, А. И., 2019
Родченко И. - Хозяин слова. Мастерство публичного выступления - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 192с. - ISBN: 978–5–91657–861–4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62361
Тихомирова, Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды : монография / Т.Н. Тихомирова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 230 с. - ISBN 978-5-9270-0200-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059492
Фарходжонова Н.Ф. - Role of the using innovative teaching methods to improve the efficiency of education (collection of international scientific articles) volume 1 - Русайнс - 2017 - 244с. - ISBN: 978-5-4365-1876-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926323
Щавелева Е.Н. - HOW TO MAKE A SCIENTIFIC SPEECH. Практикум по развитию умений публичного выступления на английском языке - КноРус - 2018 - 92с. - ISBN: 978-5-406-06126-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919133
Дадалко В.А. - Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании - Русайнс - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-4365-3795-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933883
Каптерев А. - Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-089-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62183
Ораторское искусство : учеб. пособие для вузов, Каверин, Б. И., 2004
Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография / А.В. Пашкевич. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 166 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-369-01097-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/361932
Преподаватели
Дементьев Андрей Викторович
Черненко Оксана Эдуардовна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература